Как спасли скульптуру Екатерины II в Царицыне от уничтожения?

1885-й. Уже в следующем году в Российской империи планировались торжества, связанные со 100-летием принятия «Жалованной грамоты городам» от 1785 года. Инициатором закона, в котором определялись новые выборные учреждения городов и расширялся список избирателей, стала Екатерина Великая.

Отметить это событие московские власти решили установкой скульптуры императрицы Екатерины II в здании Городской думы.

Скульптура Екатерины Второй в Царицыно

Решение принимаются скоро, но дела, даже принятые на таком уровне, порой затягиваются на долгие годы. В этом случае – более десятилетия.

Вначале работа по созданию скульптуры была поручена скульптору Марку Матвеевичу Антокольскому, но затем к работам привлекли уже другого мастера – Александра Михайловича Опекушина, создавшего памятник Пушкину в Москве.

Торжественное открытие скульптурной композиции, установленной в Большом зале Мосгордумы, пришлось уже на другую круглую дату – 100-летие со дня смерти Екатерины II, на 1896 год.

На мероприятии присутствовали члены царской семьи и московские чиновники высокого ранга.

Пришедшие к власти большевики, избавляясь от атрибутов предыдущей власти, отправили скульптуру императрицы в Музей изящных искусств (сегодня – ГМИИ им. А.С. Пушкина).

И хотя она находилась не где-то в пыльных запасниках, а была выставлена в одном из музейных залов, над ней дважды зависал «дамоклов меч», когда властями принималось решение изваяние изничтожить, как «не представляющее культурной ценности».

Но, то ли средств не хватило, то ли другие обстоятельства помешали свершению этого варварства, и скульптура продолжала «жить».

В 1950-х вновь вернулись к этому вопросу, когда «энтузиасты» предложили «наклепать» из скульптурного материала бюсты советских деятелей. Выход из ситуации нашёл директорствующий в те годы в Пушкинском Сергей Дмитриевич Меркуров.

Сам скульптор, он сначала припрятал изваяние в своей мастерской в Измайлове, а в 1952-м сумел отправить её «от греха подальше» … в Армению, где она хранилась более полувека в Ереванской художественной галерее.

В 2003-м скульптура Екатерины Великой вернулась в Москву по договоренности между столичным Правительством и армянскими властями. По настоянию тогдашнего руководителя музея-заповедника «Царицыно» Виктора Васильевича Егорычева её поместили в царицынском Большом дворце.

К сожалению, за время «ссылки» изваяние лишилось державного скипетра и пары пальцев на левой руке, но было восстановлено в оригинальном виде.

shellbars 1044 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar