Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»


Величавый Большой дворец музея-заповедника «Царицыно» является доминантой этого прекрасного дворцово-паркового комплекса, расположенного на южных окраинах Москвы.

Посмотреть на карте

О его непростой истории вы узнаете из этой статьи.

А началось все в 1775 году, когда императрица Екатерина II, пораженная красотой и «деревенской» тишиной этого места, выкупает владение Черная Грязь у тогдашних владельцев – сыновей молдавского господаря Дмитрия Кантемира – за 30 тысяч рублей.

Неприятное на слух название сразу же изменили на Царицыно, что звучало благозвучно и по статусу.

Большой дворец в Царицыне

Практически сразу зодчему Василию Баженову было поручено обустройство новой царской резиденции «во вкусе готики». Архитектор по своему понял пожелание по стилю постройки и спроектировал здания в смешении форм московского барокко и древнего русского зодчества. Основными материалами стали белый камень и красный обожженный кирпич.

На территории парка планировалось возвести 5 дворцовых зданий для Екатерины и членов ее семьи, а также всевозможные вспомогательные строения для свиты, прислуги и для хозяйственных целей. Ни одна постройка не была похожа одна на другую ни размерами, ни геометрией. Изящный план исключительно гармонировал с существовавшим тогда ландшафтом, и императрица дала добро на его осуществление.

Работы начались в 1776 году, но шли с трудом из-за трудностей с финансами. Баженову иногда приходилось закладывать даже свое имущество и таким образом доставать деньги, чтобы стройка не приостанавливалась.

В 1785 году Екатерина II прибывает с инспекцией в Царицыно и даже осматривает Главный – Большой – дворец. Высказав неудовольствие по поводу непомерно узких и тесных залов, по ее мнению, она уезжает из будущей резиденции. Практически сразу Баженова отстраняют от дальнейшего строительства, а его место занимает уже его бывший ученик – Матвей Казаков. По приказу императрицы старые строения демонтируют.

Не будем особо разбираться в причинах такого поведения царицы, но некоторые историки усматривают в этом ее недовольство связями Баженова с представителями политической элиты Российской империи той поры. Будучи масоном, он водил дружбу с главой московской ложи Николаем Ивановичем Новиковым, который ратовал за немедленную передачу власти ее сыну Павлу.

В начале 1786-го Казаков предоставил на рассмотрение царице новый проект Большого дворца и получил высочайшее одобрение. Уже в марте месяце начались работы по демонтажу практически законченных трех корпусов и 18 июня, на их месте, началось строительство «по вновь конфирмованному учиненному зодчим Казаковым плану».

Изначальный проект подразумевал во дворце устройство 3 уровней, без учета цоколя, высокие завершения, масштабные и квадратные в проекции торцевые строения, между которыми размещался центральный монументальный корпус с бельведером на крыше.

К сожалению, задуманное не было осуществлено. Как и при Баженове, вопрос уперся в финансы, которые не выделялись вовсе после начала в 1790-м очередной русско-турецкой войны, хотя поначалу работы шли споро. Лишь три года спустя – в 1793-м – работы возобновились, но по желанию императрицы первоначальный проект значительно переработали в сторону снижения расходов.

Так, было решено оставить лишь два этажа в Главном корпусе Большого дворца, из-за чего силуэт строения получил несколько расплывчатые формы и пропорционально плохо связывался с уже отстроенными боковыми корпусами покоев Екатерины (справа) и цесаревича Павла (слева). В итоге центральная часть получилась, ко всему прочему, узкая и являлась, в большей мере, проходной галереей.

Главным визуальным элементом Большого дворца в Царицыно стали размещенные по углам строения башни. Именно с их помощью добились приданию силуэту постройки готических форм, хотя их завершения по стилистике больше напоминают башни московского Кремля.

Вместе с тем, в облике дворца явно проступают признаки классицистического стиля, который к последней декаде XVIII столетия стал широко применяться в российском зодчестве.

Выдержанная симметрия и трехчастное дробление фасадной плоскости придают строению уравновешенность, а благодаря монументальным полуколоннам визуально выделяются угловые части башен. Колоннадой оформлен и парадный вход.

Некоторую тяжеловесность фасадам добавляет часть декоративных элементов: массивные сандрики, устроенные в торцевых корпусах лоджии, стрельчатая, «под готику», аркада верхнего уровня главного здания. Кстати, стрельчатые арки вокруг окон носят лишь декоративные функции, а сами проемы, в большинстве своем, имеют прямоугольную форму.

Таким образом, в отличие от баженовского проекта, Казакову удалось придать Большому Царицынскому дворцу действительно «державную мощь», и все это благодаря большему внесению в декор классических элементов и некоторого нивелирования готического стиля и «московского барокко».

В 1796 году все строение укрыли временной кровлей мрачноватого – черного – цвета, что вызвало негативную реакцию и у специалистов, и у обывателей той поры. Началась и отделка внутренних помещений. Все шло к скорому завершению строительства, но …

В том же году умирает императрица Екатерина и работы были практически приостановлены, а после посещения этого места в марте месяце 1797-го взошедшим на российский престол Павлом I было исполнено его повеление «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Так и стоял незаконченный Большой дворец более двух веков, пока в начале XXI века не был реконструирован. Правда, из-за определенных новшеств в оформлении фасадов и изменения декора и планировки внутренних помещений, многие специалисты назвали это не реставрацией, а новоделом, но стоит понимать, что бывшую резиденцию перестраивали не для проживания важных особ, а под открытие здесь музейно-выставочного комплекса. В результате проделанной работы во дворце появились и интерьерные залы – «Екатерининский» и «Таврический».

Екатерининский зал Большого Царицынского дворца


Екатерининский зал, названый в честь императрицы Екатерины Великой, занимает первый уровень Большого Царицынского дворца, по правую сторону от парадного марша. Особый шик ему придают паркетное покрытие пола, выполненное из ряда ценных пород деревьев, и сверкающие хрустальными подвесками люстры, отбрасывающие свет на позолоченный декор стен и потолка.

Лепной декор выполнен скульпторами Ринатом Сайфутдиновым и Владимиром Агейченко и обыгрывает тематику «Триумф Екатерины». Триптих создан художником Евгением Николаевичем Максимовым, на котором представлены торжества по случаю коронации Екатерины II в Москве, взошедшей на престол в 1762 году. Балкон оформлен бессмертным высказыванием императрицы «Власть без доверия народа ничего не значит», набранным покрытыми позолотой буквами.

Еще одним интересным украшением Екатерининского зала в Царицыно стала скульптура Екатерины, созданная известным мастером Александром Михайловичем Опекушиным – автором памятника А.С. Пушкину в Москве.

Интересная история этой трехтонной, 260-сантиметровой статуи, высеченной из каррарского мрамора. С 1896 года она находилась в зале заседаний Городской думы и чудесным образом не была уничтожена пришедшими в 1917-м году к власти большевиками. Установили ее здесь в 2006-м году.

Вот такова история строительства Большого дворца в Царицыне.

shellbars 2961 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar