Улица Волхонка, 12. Здание ГМИИ имени А.С. Пушкина: история здания


Величественное здание по улице Волхонка, 12 построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III. В 1937 музейный комплекс переименовали, и с тех пор мы его знаем, как Музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина.


Улица Волхонка, дом 12 в Москве
Фото 1. Улица Волхонка, 12 в Москве - здание Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина


После московского пожара 1547 года на нынешней территории музея разместили царский Конюшенный двор, который стоял неподалеку от стен древнего Кремля. Впоследствии он назывался Колымажным двором, и здесь был организован общедоступный манеж для выездки лошадей.

История этого места связана и с опричным войском. Именно на этом участке, в период с 1564 по 1572 годы, размещался их конный центр.

Двор со стороны Колымажного переулка, 6 в последующие годы принадлежал семейству Скуратовых, которые, скорее всего, были потомками известного царского опричника Малюты Скуратова. Подтверждением может служить тот факт, что сам Скуратов был похоронен при церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (снесена в 1932 году, как и Храм Христа Спасителя), стоявшей неподалеку.


Музей изящных искусств имени Александра III
Фото 2. При открытии в 1912 году ГМИИ им. А.С. Пушкина назывался
Музеем изящных искусств имени императора Александра III


В 1863 году московские власти устраивают в районе Волхонки, 12 пересыльную тюрьму, упоминание о которой вводило обывателей и арестантов в ужас. Снесли ее только к 1882 году, и этот район Москвы некоторое время был пустырем.

Участок был востребован, а за его обладание велась нешуточная борьба. В планах было и строительство здесь некоего реального училища, но в конечном итоге место получил Московский университет для возведения музея Изящных искусств. Благодарить за это мы должны профессора этого учебного заведения - Ивана Васильевича Цветаева, который приходился отцом поэтессе Марине Цветаевой.




Музей создавался Иваном Васильевичем Цветаевым как некий центр, в котором должны быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета, по большей части, не обладавших возможностью посещать мировые культурные столицы, прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества.

Все вопросы с земельным участком были решены и, наконец, был объявлен конкурс проектов для строительства нового здания. После его завершения места распределились следующим образом: архитектор Герман Давидович Гримм - первая премия, Людовик Яковлевич Урлауб - вторая, Петр Семенович Бойцов - третья. Но, окончательным победителем был объявлен зодчий Роман Иванович Клейн.




В здание музея первый камень заложили в 1898 году, завершив строительство чуть более чем через 10 лет.

Стоит отметить, что строительные материалы самого отменного качества поставлялись на объект не только из Российской империи, в т.ч. из карьеров нынешних Польши и Финляндии, но и из европейских стран - Венгрии, Швеции и Италии. Несмотря на свое профессорское звание, Иван Васильевич Цветаев лично контролировал все проектные, а также строительные работы, добиваясь четкого следования задуманного стиля, перекликавшегося с древнегреческой архитектурой.

Для отделки музейных залов были привлечены лучшие художники, а исходный материал и необходимые экспонаты выбирал, опять таки, лично Цветаев. Только благодаря его напору, а также помощи жертвователей, среди которых были великий князь Сергей Александрович и фабрикант Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, идею возведения Музея изящных искусств удалось воплотить в жизнь.

Отдельно хочется отметить мецената Нечаева-Мальцева, который самолично внес на строительство и устройство музея порядка 2,5 миллиона рублей, хотя сама государственная казна выделила немногим более 200 тысяч.

Годы сотрудничества превратили Ивана Васильевича и Юрия Степановича в искренних друзей, хотя некоторые трения, связанные с созданием музея, все-таки бывали. Вот строки из письма профессора меценату:


« … Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает, кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».


Интересно, что порой москвичи доброжелательно называли обоих под одной фамилией - Цветаев-Мальцев.

Сложности преследовали Цветаева и его последователей на всем пути воплощения идеи. Так, в 1904 году на стройке случился пожар, в 1905 году внесла свои коррективы революция, а в 1906 году Иван Васильевич теряет супругу.

Торжественное открытие Музея Изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им.  А.С. Пушкина) состоялось в 1912 году - 13 июня.

Через год не стало Цветаева, умершего от сердечного приступа. 40 дней спустя ушел из жизни и Нечаев-Мальцев. Практически одновременно не стало двух людей, благодаря которым Россия получила еще один музей мирового уровня. К сожалению, потомки так и не присвоили этому храму искусств имя его истинных создателей.

Стоит отметить, что наряду с музейными экспонатами, сам внешний и внутренний декор здания музея на Волхонке, 12 является своего рода скульптурной экспозицией.

Так, на фризе наружного портика находится скульптура Гуго Робертовича Залемана «Олимпийские игры». Другой фриз - «Панафинейская процессия», выполненный скульптором Армбрустером, в точности копирует фриз Парфенона. С флорентийского дворика палаццо Барджелло скопирован «Итальянский дворик», правда, без соблюдения точных пропорций. Белый зал украшает копия фриза балюстрады, установленной на здании афинского храма Ники Аптерос, а также изящный пол, в точности воспроизводящий уложенный в церкви Santa Paolo fuori le mura в итальянском Риме.

В годы советской власти, в 1932 году, бывший Музей Изящных искусств имени Александра III по адресу Волхонка, 12 переименовали в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Долгие годы культурным заведением руководила прекрасный искусствовед Ирина Александровна Антонова, посвятившая ему более 50 лет своей жизни. Во многом благодаря ей, музейный комплекс и стал музеем мирового значения.



Дома и достопримечательности на улице Волхонке в Москве





Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 11675 просмотров 2 комментария
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 ynat1958 • 01:13, 22.12.2016
До революции Финляндия и Польша не могли считаться европейскими странами, так как входили в состав Царской России.
avatar
0
2 shellbars • 21:53, 25.12.2016
Спасибо Вам за уточнение по статье о здании на улице Волхонке, 12 (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Действительно, в тот период Финляндия и Польша входили в состав Российской империи.
avatar