Курский вокзал в Москве - история
Курский вокзал хорошо знаком многим россиянам, выбирающим для отдыха Черноморское побережье: отсюда поезда направляются в Анапу, Евпаторию и Симферополь. Отлично про него знают и ценители русской литературы, так как именно с курского перрона начал свое путешествие главный герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки». Расположен он на площади Курского вокзала недалеко от Садового кольца (улица Земляной Вал).
Достойна внимания и сама история Курского вокзала, являющегося сегодня одним из крупнейших в Москве.
Фото 1. Курский вокзал в городе Москве
Строительство железной дороги между Москвой и Курском велось в 70-е годы XIX века. В то время Курского вокзала не было и в помине, а существовал его «предок» - Нижегородский, построенный за городом - у Покровской (сейчас Абельмановской) заставы.
Этот вокзал был единственным, построенным за городской чертой того времени, из-за этого носил статус временного и был деревянным, разочаровывая московских пассажиров своей неказистостью. Руководство планировало в ближайшем будущем перенести его ближе к центру Москвы, но никак не могло определиться с местом.
В конце 1866 года было открыто движение поездов до Серпухова, позже до Орла, Курса и Тулы. Объем перевозок и пассажиропоток росли, однако постоянное место для вокзала найти так и не удавалось. В ситуацию пришлось вмешаться правительству, которое в 1894 году выкупило активы и сделало Нижегородскую железную дорогу государственной. Нижегородский вокзал был присоединен к Курскому вокзалу, который в то время возводился на Садовом кольце и, соответственно, стал называться Курско-Нижегородским.
Строительство завершилось в 1896 году. Архитектор Николай Иванович Орлов спроектировал симметричное здание с белыми колоннами, портиками и башнями с куполами. Оставшееся же не у дел деревянное здание бывшего Нижегородского вокзала в советские времена стало станцией Москва - Товарная - Горьковская, и долгое время использовалось для грузовых перевозок. В 50-х здание было ликвидировано, а на его месте сегодня жилой массив.
Современный облик Курского вокзала
В 1938 году прошла первая реконструкция Курского вокзала в Москве под руководством архитектора Георгия Ипполитовича Волошинова, но существенно он изменился после перестройки в 70-е годы, обретя современный вид.
Новое здание длиной 200 метров со стеклянным фасадом, обращенным на привокзальную площадь, накрыто складчатой кровлей, которая, по замыслу конструкторов, напоминает уходящий вдаль поезд, а 9-метровый козырек - крытый перрон.
В тоже время старое здание не тронули, оно вошло в комплекс нового Курского вокзала: фасад можно рассмотреть с железнодорожных путей, архитектура позапрошлого века сохранена в одном из залов ожидания.
Современный Курский вокзал состоит из двух частей. В надземной расположились кассы и залы ожидания (рационально сделанный проект позволяет без труда разместить здесь большое количество пассажиров). В подземной части - проходы к поездам, камеры хранения, выход к метро на станцию «Курская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Сегодня Курский вокзал остается одним из крупнейших в стране. С него отправляются скорые, пассажирские и пригородные поезда. Пассажиропоток - около 500 человек в час.
Автор статьи: Олег Петров
Последние добавленные на сайт статьи ... |