Раушская набережная в Москве
Раушская набережная располагается в Центральном округе Москвы района «Замоскворечье». Начинается от улицы Балчуг и, проходя вдоль берега Москвы-реки, заканчивается у Большого Устьинского моста. По пути к ней примыкает 2-ой Раушский переулок.
Протяженность - порядка 830 метров.
Ближайшая станция метрополитена - Новокузнецкая.
Раушская набережная - происхождение названия
До 1870 года Раушская набережная называлась Заяицкой. Топоним связывают или с расселением здесь жителей «из-за Яика», т.е. из Средней Азии (Яик - прежнее название реки Урал), или с проживание представителей Яицкого (Уральского) казачьего войска, перебравшихся в Москву во времена Смутного времени.
Существует и еще одна версия, в которой предполагают об образовании ошибки в произношении слова «заяузский», т.е. расположенный за рекой Яузой.
Название Роушской (Раушской) набережной появилось на картах города после 1874 года. Топоним является производным от слова «ровушки», которое обозначало небольшие канавы. Дело в том, что на острове последних действительно было много и связано это было с необходимостью отвода воды после сильных половодий на Москве-реке.
История Раушской набережной
В 1495 году на острове, где и расположена сегодня Раушская набережная, царь Иван III поселил садовников, которые обслуживали Государевы сады. Вот они то и понарыли «ровушек» для отвода воды из своих дворов.
В начале восемнадцатого столетия, на основании градостроительного плана, было принято решение ставить фасады новых домов лицом к формировавшейся Садовнической улице. Таким образом, на нынешнюю набережную выходили задворки владений с плетнями и огородами.
После переноса столицы в Санкт-Петербург Государевы сады были выкорчеваны, и надобность в садовниках отпала, после чего участки вдоль нынешней Раушской набережной, из-за близости к центру, начали скупать представители дворянства и состоятельного купечества. Все это происходило уже во второй половине все того же XVIII века.
К 1835 году на Москве-реке и устроенном Водоотводном канале, благодаря строительству плотин, открылось судоходство. Роушский канал, который находился в восточной части нынешней улицы Балчуг, за ненадобностью, решили засыпать. Средства на это выделил купец А.Г. Телепнев, которому Городской Думой и был обещан этот отсыпной участок.
Но власть есть власть. По окончании работ решение аннулировали, ссылаясь на необходимость расширения Балчуга. Купцу пообещали компенсацию из казны, до выплаты которой он так и не дожил. Правда, в 1879 его дочь - Н.А. Постникова - все-таки добилась от города возмещения ей, как наследнице, убытков от строительства.
В 1836 году на Раушской набережной заменили деревянные укрепления вдоль берега и возвели на их месте каменные. После постройки в 1883 году Большого Устьинского моста, а затем и переноса в 1899 на остров «толкучего рынка» с Новой площади, жизнь в этом районе Москвы заметно оживилась.
Интересно, что казалось бы зарождающийся престижный для застройки жилыми домами район города должен был обойтись без промышленных предприятий, но одно из них все же появилось - это Московская электростанция.
Дело в том, что вокруг это района города Москвы к моменту строительства станции образовалось много промышленных объектов, которые использовали для получения энергии уголь и мазут и, соответственно, нещадно дымили. К тому же, в городе уже запустили трамвай, а также требовался демонтаж газовых светильников вдоль улиц и установка электрических фонарей. Словом, энергии от обычных паровых машин уже не хватало.
Вначале, в 1888 году, построили небольшую электростанцию на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, но затем осуществили и более амбициозный проект по возведению подобной, но уже на Раушской набережной.
Один из моментов истории Раушской набережной запечатлен в виде вмурованной в один из фасадов зданий металлической доски с надписью «уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года» и горизонтальной отметиной. Это напоминание о страшном наводнении, когда уровень в Москве-реке поднялся до отметки в 9 метров.
Последствия были страшные. Под водой оказалась пятая часть тогдашней Москвы, а это 1500 гектаров земли. В зону затопления попало более 180 тысяч человек. Была затоплена электростанция и Третьяковская галерея, в которой только чудо помогло уберечь имевшиеся там шедевры.
Вода в реке сначала стала сладковатой на вкус, по заверениям очевидцев, из-за попадания в реку продукции сахарного завода, принадлежащего промышленнику Гепнеру, а затем приобрела желтый оттенок от попавшей в нее краски с химического производства Ушакова.
Такая вот история, свидетелем которой и была Раушская набережная.
И в заключении, хотелось бы отметить архитекторов, которые внесли свой вклад в архитектурный облик этого места Москвы - это Роман Иванович Клейн, Николай Николаевич Благовещенский, Иван Владиславович Жолтовский, Валентин Евгеньевич Дубовской и другие.
Дома и достопримечательности Раушской набережной:
Последние добавленные на сайт статьи ... |