Улица Большая Ордынка в Москве


Улица Большая Ордынка расположена в Центральном административном округе Москвы. Находится она на отрезке между Серпуховской площадью и Малым Москворецким мостом.

Это центральная улица Замоскворечья, которое ранее было типичным купеческим районом.

Особенность улицы Большая Ордынка заключается в том, что она, если не учитывать некоторые искривления, направлена строго на юг.

Улица Большая Ордынка в Москве

Большая Ордынка - происхождение названия


Название улицы возникло в XVIII веке и связано, о чём несложно догадаться, с Ордой - именно по этой улице когда-то в XIV веке проходила дорога в Золотую Орду.

Также на этом месте располагалась чёрная Ордынская слобода (по названию местности Ордынцы).

Варламовская улица - это ещё одно (неофициальное) название, которым называли раньше Большую Ордынку (по приделу Варлаама Хутынского при храме во имя Преображения Господня).

История Большой Ордынки


Первыми поселенцами Большой Ордынки были так называемые «тяглые люди», задачей которых было перевозить собранную со всех русских княжеств дань в Орду, и толмачи (переводчики с татарского).

После отмены слободского уклада в этом районе начали селиться мелкие купцы, среднее духовенство, различные ремесленники и служивое дворянство.

В центре Москвы цена на землю была высокой и практически недосягаемой для этих групп людей, а вот за Москвой-рекой купить земельный участок было по цене вполне доступно. Много домов тех времён постройки сохранилось и до сих пор.

В конце XIX века, на улице были построены большие доходные дома, действовавшие до самой революции.

В послереволюционные годы Большая Ордынка стала местом постоянного обитания замоскворецкой шпаны и была довольно криминальным районом столицы.

Несмотря на то, что во времена Советского Союза Москва довольно сильно изменила свой облик, Большая Ордынка поменялась относительно мало.

На местах разрушенных во время бомбёжек в период Великой Отечественной войны домов строились новые, но старые не трогали.

И в наше время Большую Ордынку не перестраивают, а полностью реставрируют, сохраняют историю заповедного уголка столицы.

После проведения реставрации планируется создать здесь заповедный квартал Москвы допетровской эпохи - своеобразный музей под открытым небом.

Автор статьи: Инна Евгеньевна

Достопримечательности Большой Ордынки и дома:


- нечетная сторона


№13  - Доходный дом купца Дурилина

№17  - Бывшая усадьба Куманиных

№19  - Городская усадьба Шамшуриных

№21  - Городская усадьба Долгова-Жемочкина

№31  - Городская усадьба Сысалина-Голофтеевых

№41  - Особняк Кириевских-Морозовой-Карпова

№47  - Александро-Мариинское училище

№63  - Дом Мальцевой-Романова

№69  - Филиал Малого театра

№71  - Дом начала XIX столетия


- четная сторона


№22  - Дом Хлудова и Епархиальное училище

№32  - Дом с обсерваторией Аршиновых

№44  - Усадьба Немирова-Колодкина


shellbars 24855 просмотров 1 комментарий
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Артем Буровик • 09:20, 13.09.2014
Мало кому известно, что само “название города происходит от татарского слова “мыскау” (буква “ы” в данном слове произносится как звук, близкий к русским “а” и “о”). Одно из значений слова “мыскау” в переводе с татарского: «взвешивание» или «взвешивать», «отмерять».

В разговорном татарском языке сохранилось слово “мыскау” также и в значении «петля, сеть, сачок» (38, с. 289). В древнем татарском дастане “О роде Чынгыз-хана” упоминается “Московская Орда” (Маскау Урдасы), где “также правят представители рода Чынгыз-хана” (35, 22) – об этом в далее в этой книге еще многое сказано.

И еще уточним: буква «ы» в татарском языке читается (произносится) примерно как русское «ы» в слове «опыт» или как второе «о» в слове «город» [55, с. 15]” (38, с. 8).

Известно, что русский князь Юрий Долгорукий писал своему брату: “...приезжай ко мне в Москов...”(XII в.). Но мало кому известно, и даже многим «профессиональным историкам» неведомо, что также дошли до нас сведения о том, то союзниками Юрия Долгорукого – объединителя Руси вокруг Москвы - были татары (не просто “половцы”, “кыпчаки”, “булгары”, или “ тюрки”, которыми часто подменяют татар в истории “профессиональые историки”, а именно татары, которые проживали в Востоной Европе и Западной Сибири задолго до “монголо-татарского нашествия” ). Более обстоятельно об этом написано в книге “По следам черной легенды” (38)...”

Из книги “Наследие татар” (авторы Г. Еникеев и Ш. Китабчы) - Москва, издательство "Алгоритм", 2012 г.
avatar