Трамвай «Аннушка» (№А) в Москве - история
Трамвай «Аннушка» начинает свою историю в 1911 году, когда в Москве появился кольцевой маршрут А, пролегавший, по большей части, вдоль трассы Бульварного кольца. Замыкалось круговое движение, проходя по трем набережным (Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой) и двум проездам (Соймоновскому и Устьинскому).
Фото 1. Трамвай "Аннушка" в городе Москве
Следует заметить, что в те времена Бульварное кольцо обозначалось, как кольцо «А», откуда и пошло название маршрута, переиначенного затем в приятное слуху - «Аннушка».
В неизменном виде трасса маршрута «А» оставалась вплоть до 1931 года, когда Саймоновский и Пречистенский участки перенесли на Ленивку и Волхонку.
В 1934 году кольцо по маршруту трамвая «Аннушка» впервые разомкнулось, и трасса пролегала от площади Кропоткинских ворот до Зацепской площади. Правда, через год трассу вновь восстановили.
В 1936 году произошли очередные преобразованию в трамвайной линии, когда после демонтажа рельсового полотна на Кремлевской и Москворецкой набережных, маршрут проложили на противоположном берегу Москвы-реки – по улицам Серафимовича, Болотной и нынешней Садовнической. Тогда же, из-за имевшегося сильного уклона по Устьинскому проезду, трассу перенесли вдоль улиц Варварка и Солянка, демонтировав участок и на отрезке Яузского бульвара.
Фото 2. Трамвайный маршрут "А" на столичных улицах
В 1937 году разобрали рельсы уже на Болотной улице и трамвай «Аннушка» вновь стал ходить по не закольцованной трассе от Зацепской площади до площади Кропоткинских ворот. Именно с тех пор маршрут «А» больше не имел кругового движения.
В 1938 году трассу возвратили на Устьинский проезд, но Яузский бульвар по-прежнему обходили по параллельным московским улицам. Непосредственно до Зацепской площади рельсовые пути пролегали по нынешним улицам Садовническая, Балчуг, Пятницкая, а также Новокузнецкая.
В 1939 году маршрут «А» от нынешней площади Пречистенских ворот (Кропоткинских ворот) продлили до тогдашней Клинической площади, которая находилась в месте пересечения нынешних улиц Еланского, Плющихи, а также Погодинской. Трасса включила в себя такие улицы, как нынешняя Пречистенка и Большая Пироговская (в 1943 году трассу вновь укоротили до метро «Кропоткинская», правда, ненадолго, а уже в 1948 довели до улицы 10-летия Октября на пересечении с Малой Пироговской).
В 1949 году разобрали рельсы по Гоголевскому, Никитскому и Тверскому бульварам и маршрут от Страстного бульвара уходил на Малую Дмитровку, Третью Тверскую-Ямскую, Большую Грузинскую, Красную Пресню и далее к Шмитовскому проезду. Такая конфигурация трамвайного маршрута «А» с трамваем «Аннушка» оставалась без значительных изменений вплоть до 1967 года.
В этот период было внесено лишь два изменения, когда в 1955 году рельсы вновь проложили по Яузскому бульвару и в 1963, при спрямлении участка от Большого Устьинского моста к станции метро «Новокузнецкая», который проложили по Садовническому проезду.
В 1967 году был демонтирован участок, проходивший по Большой Грузинской улице и улице Заморенова, после чего маршрут сократили аж до Трубной площади. В 1971 году убрали трамвайные рельсы уже с Рождественского и Сретенского бульваров, что было опять-таки связано с довольно большим уклоном дорог, после чего конечной точкой стала станция метро «Чистые пруды».
В 1991 году в маршрут трамвая «Аннушка» вмешалась Православная церковь, которая просила закрыть кольцо вокруг храма Флора и Лавра на Зацепской площади. Просьбу городские власти удовлетворили.
В 1997 году маршрут «А» в Москве стал пролегать от Чистых прудов к Калужской площади, но в 1998 его сократили до метро «Новокузнецкая», после чего вновь восстановили до прежнего состояния.
Сегодня некоторые трамваи с обозначением «Аннушка» ходят как экскурсионные. В них также оборудованы ресторан (кафе, трактир), в котором проводят корпоративные праздники или отмечают торжественные события. Цены хоть не маленькие, но для Москвы вполне демократические.
Остановки на маршруте трамвая «Аннушка» с картой
- остановка Чистые пруды
- остановка Большой Харитоньевский переулок
- остановка Покровские ворота
- остановка Казарменный переулок
- остановка Дурасовский переулок
- остановка «Улица Воронцово поле»
- остановка Яузские ворота
- остановка Садовническая улица
- остановка «Метро «Новокузнецкая»
- остановка «Метро «Третьяковская»
- остановка Вишняковский переулок
- остановка «Метро «Павелецкая»
- остановка «Зацепская площадь»
- остановка Малый Строченовский переулок
- остановка Стремянный переулок
- остановка Жуков проезд
- остановка Дубининская улица, 57
- остановка «Первый Павловский переулок»
- остановка Даниловский Вал
- остановка Свято-Данилов монастырь
- остановка Серпуховская застава
- остановка Даниловский рынок
- остановка Хавская улица
- остановка Серпуховской Вал
- остановка Улица Лестева
- остановка «Метро «Шаболовская»
- остановка «Фабрика «Ударница»
- остановка «Калужская площадь»
Вот такова история и маршрут трамвая «Аннушка», упоминание о котором можно найти в булгаковском романе «Мастер и Маргарита».