Яузская улица, 10/2, строение 1 в Москве


Добротный усадебный дом на месте нынешнего особняка по адресу Яузская улица, 10/2, стр.1 (Рюмин переулок, 2) был построен в последней четверти XVIII века купеческой семьей Рюминых, владельцев самых первых фабрик по выпуску швейных иголок в Российской империи.

Простояв более века, здание кардинально изменило свой облик уже в начале XX столетия и с тех пор вызывает восторг своим великолепным модерновым декором.

Яузская улица, 10/2, строение 1 в Москве

История особняка Беляева


Дмитрий Федорович Беляев – потомственный почетный гражданин, меценат и предприниматель, выкупив владение, в 1903 году заказывает проект перестройки главного дома у зодчего Александра Антоновича Галецкого. Правда, в некоторых источниках указывается, что это была совместная работа последнего с архитектором Владимиром Васильевичем Воейковым.

Перестройку старого дома завершили в 1904 году.

Двухэтажный особняк был выполнен и оформлен в стиле модерн. Его фасадные плоскости, с выступающим по центральной оси ризалитом, облицевали кабанчиком серо-зеленоватого оттенка. Оконные проемы оформили изгибающимся поясом (тягой). Завершение здания оформили сплошным декоративным аттиком.

Парадный вход в особняк устроили со стороны Рюмин переулка, в левом крыле здания. Над ним нависает кованный козырек, а по обе стороны от дверей разместили небольшие колонны, прикрепив их к стене кронштейнами.

Доминантой декора служит мозаичное панно «Маки на закате», размещенное на правом торце особняка со стороны бывшего сада. Оно обрамлено витиеватым полуэллиптическим контуром, над которым расположена объемная лепнина в виде ветвей цветущей сакуры. Последний элемент, вместе с маскаронами нимф Лорелей, чередуются в опоясывающем фасады рисунке в подкарнизном пространстве.

Следует отметить, что панно «Маки на закате» было заказано на знаменитой фабрике «Мурано», которая находилась неподалеку от итальянской Венеции.

Мозаичное панно "Маки на закате" на особняке Беляева в Москве

Декор подкарнизного пространства на доме в Рюмин переулке, 2 в Москве

Интерес вызывает у специалистов и кованное ограждение владения, и садовая калитка, выполненные, как и дом, в модерновой стилистике.

Одни склоняются к версии, что их рисунок был разработан самим архитектором особняка, другие приписывают его разработку Федору Осиповичу Шехтелю, учеником которого Галецкий, кстати, и был.

Да и в описании рисунка существуют разночтения.

Основной версией является обращение автора к творчеству бельгийского зодчего, основателя франко-бельгийского стиля ар-нуво Виктора Орта и его знаменитого модернового элемента «удар бича». В экспрессивных линиях также находят подобие расползающихся по сторонам … змей.

Ограждение особняка Беляева в стиле модерн

Кованое ограждение установлено и на балконах дома, правда, там всё более-менее натуралистично: «распустившиеся» ирисы и тюльпаны.

История бывшего особняка Беляева связана с именем великого полководца Константина Константиновича Рокоссовского, который проживал здесь непродолжительное время после окончания Великой Отечественной войны.

В последующие годы здание занимали различные государственные учреждения.

Имя нынешнего собственника владения неизвестно, но радует тот факт, что им была проведена высокопрофессиональная реставрация дома, который включен в список выявленных «объектов московского культурного наследия».

Фото: zm-journal.livejournal.com и peshegrad.ru

История и достопримечательности Яузской улицы

Дома и достопримечательности в Рюминов переуке

shellbars 384 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar