Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в самом центре Москвы, древнем ее районе – Китай-городе.
С давних времен обитель стала местом заточения женщин из влиятельных сословий или сотворивших резонансные преступления. Так, одной из узниц была знаменитая Салтычиха – «кровавая барыня» Дарья Николаевна Салтыкова.
Точная дата основания монастыря неизвестна, но в летописи он впервые упоминается в 1604 году.
Часть исследователей полагает, что возвели обитель по желанию великой княгини Елены Васильевны Глинской – матери Иоанна Грозного и будто будущий правитель как раз появился на свет во время освящения монастыря, почему и дали ему имя Иоанн.
Порядки здесь были строгими, а потому и ссылали сюда неугодных жён и прочих женщин, кого надо было скрыть подальше от глаз людских.
Самыми известными узницами Иоанно-Предтеченского монастыря были Мария Петровна Буйносова-Ростовская – супруга царя Василия IV Шуйского, насильно принявшая постриг под именем Елена после отлучения от власти ее мужа, а также вторая жена сына Иоанна Грозного Феодосия Михайловна Соловая, принявшая постриг под именем Параскева и «провинившаяся» перед свёкром за, якобы, бездетность.
Проживала в монастыре и монахиня Досифея, ушедшая в мир иной в 1810-м году.
Существует легенда, что она являлась внебрачной дочерью царицы Елизаветы Петровны и, то ли графа Алексея Григорьевича Разумовского, то ли Ивана Ивановича Шувалова. И вроде ее мирское имя – Августа Матвеевна(Тимофеевна) Дараган, известная больше как … княжна Тараканова.
Но самой, пожалуй, известной узницей Ивановского монастыря стала столбовая дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, превратившаяся из благотворительницы в ужасную убийцу и садистку.
Делом ее рук, по материалам следствия, стало убийство порядка 75 человек, среди которых большинством были женщины и совсем молоденькие девушки.
По суду она получила высшую меру – смертную казнь, которую заменили на пожизненное заключение. Местом отбывания был определен Иоанно-Предтеченский монастырь.
Содержали «Салтычиху» первые 11 лет в специально отрытой для нее 2-метровой яме, куда не проникал дневной свет. Лишь при приеме пищи ей подавали огарок свечи, а далее отсидка продолжалась в кромешной темноте.
Прогулок никаких также не предусматривалось, но по великим церковным праздникам ее выводили к слуховому окну церкви, дабы она могла послушать литургию.
Затем режим содержания ослабили и выделили ей малую комнатушку в одной из пристроек к местной церкви.
Умерла «Людоедка» (одно из ее прозвищ той поры) в 1801 году, прожив в монастыре долгие 33 года.
Вот такая страница истории Ивановского монастыря в Москве.