Усадьба Останкино в Москве

 


Усадьба Останкино. Впервые о ней написано в летописных документах 1558 года, где поселение «деревня Осташково» значилось за неким Алексеем Сатиным и именовалось «поместьем».

Значимые преобразования в усадьбе пришлись на конец XVI – начало XVII столетий, когда владение находилось с собственности Василия Яковлевича Щелканова – весьма влиятельного человека времен правления Иоанна Грозного и Бориса Годунова, некоторое время даже возглавлявшего Посольский приказ.

Именно при нем в усадьбе появился пруд, были возведены господские палаты, деревянная церквушка Живоначальной Троицы, а также избы для священников и обслуги.

В 1620-м владение отошло к представителям княжеского рода Черкасских – кабардинцам, потомкам легендарного верховного князя Кабарды Инала, перебравшихся в Первопрестольную и принявших здесь православие. Члены семьи оставались хозяевами усадьбы вплоть до 1743 года.

При Михаиле Яковлевиче Черкасском, вступившем в права наследства в 1667-м году, перестроили в камне Троицкую церковь (1678-1683), сохранившуюся до нашего времени в неизменном виде.

Последним из Черкасских – владельцев усадьбы Останкино – был Алексей Михайлович Черкасский, при котором больше хозяйственное имение стало парадной резиденцией, куда его семья переезжала из Москвы на летний период. Тогда здесь появился просторный господский особняк, был разбит регулярный сад и отстроены оранжереи.

Усадьба Останкино в Москве

История усадьбы Останкино при Шереметевых


В 1743-м владение отошло графскому роду Шереметевых как приданое Варвары Алексеевны Черкасской, обвенчавшейся с Петром Борисовичем Шереметевым. Последний в те годы больше занимался своей любимой усадьбой Кусково, а потому новому поместью особого внимания не уделял.

Новая история усадьбы Останкина началась уже при его сыне – Николае Петровиче Шереметеве.

Он был весьма образованным человеком, интеллектуалом, ценителем и почитателем живописи, пылким любителем театра. В усадьбе он решил воплотить свою давнишнюю мечту об устройстве в Москве театрально-дворцового комплекса.

Строительство и переустройство усадьбы началось в 1792-м году и продолжалось на протяжении шести лет.

Останкинский дворец – жемчужину владения – проектировали такие великие зодчие, как Франческо Кампорези, Винченцо Бренн, Джакомо Кваренги, Иван Егорович Старов и крепостной Павел Иванович Аргунов.

Между тем, Николай Петрович не был сторонним наблюдателем воплощения своих замыслов. Всем приглашенным зодчим он в общих чертах объяснял желаемые усовершенствования, поторапливал их с исполнением задания и далее требовал точного воплощения проекта от крепостных мастеровых.

Шереметев добивался совершенства дворца и его сцены, а потому и строительство, из-за частых перестроек и переделок, затянулось до 1798 года. Ко всему прочему, работы велись за глухой и высоченной оградой, дабы никто не мог увидеть задуманное.

Останкинский дворец отстроен из дерева, а уже поверх него нанесена штукатурка, обработанная «под камень».

Особое восхищение у публики вызывала театральная сцена, ставшая своеобразным трансформером, за считанное время превращавшегося в своеобразный «воксал» (так в старину называли помещения для гуляний с танцами и проведения маскарадов). Будто ниоткуда в зрительном зале, по обе его стороны, появлялись колоннады и все было готово для проведения бала.

Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу – дереву, из которого оба здания и были выстроены.

Помимо театрального зала, в Останкинском дворце были устроены парадные проходные гостиные, в которых зрители отдыхали во время антрактов и после окончания представлений. Стены здесь были увешаны великолепными полотнами, выполненными российскими и зарубежными живописцами.

История усадьбы Останкино - старая литография

Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся в 1795 году, 22 июля. Это была лирическая драма на слова Павла Сергеевича Потемкина и музыку Осипа Антоновича Козловского «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Партию главной героини исполнила прима шереметевского крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова – супруга Николая Петровича Шереметева.

Празднества со спектаклями прекратились уже в 1797-м году, так как дела службы требовали присутствия хозяина в Санкт-Петербурге. Последние из них были устроены в честь императора Павла I и польского короля Станислава Августа Понятовского.

В 1803-м Шереметев, после смерти любимой жены, и вовсе распустил театральную труппу.

В 1812-м усадьба в Останкине была разграблена солдатами Наполеона под командованием французского маршала Мишеля Нея, чья ставка тогда находилась неподалеку от дворца.

В 1856-м во владении некоторое время пребывал император Александр II, прибывший в Первопрестольную по случаю своей коронации. Для царственной особы изменили дизайн части помещений первого уровня Останкинского дворца.

Пришедшие к власти большевики усадьбу Останкино национализировали и открыли здесь экспозицию, которую в 1938-м переформатировали в «Музей творчества крепостных». В 1992-м владению вернули историческое имя.

 

Усадьбы Москвы



shellbars 530 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar