Моховая, 6-8 – Усадьба Шаховских - Красильщикова
Владение по нынешней Моховой улице, 6-8 в Москве до 1867 года находилось на участке обширной усадьбы, которая появилась здесь в 1820-м году благодаря стараниям княжеской семьи Шаховских.
Главный дом дважды перестраивался: сначала по проекту зодчего Александра Степановича Каминского в 1868 году, а восемь лет спустя – архитектором Семеном Семеновичем Эйбушицем.
Фото с сайта nomad.tourister.ru
История и архитектура главного усадебного дома
Первое упоминание о владение можно узнать из архивов XVIII столетия, в которых упоминается ее приобретатель Никита Моисеевич Зотов – граф и учитель пятилетнего Петра I.
Со временем участок унаследовал внук первого хозяина Никита Васильевич Зотов, переуступивший его князю, генерал-майору Федору Ивановичу Голицыну.
В 1757-м владение переходит в собственность Анны Эйхлер – супруги статского советника, которая выложила за покупку 1800 тогдашних рублей. Именно в ее время на участке было построено множество хозпостроек под различные нужды.
Супруг хозяйки – Иван Христианович – близко дружил с Артемием Петровичем Волынским, который был противником политики фаворита императрицы Анны Иоанновны Эрнста Бирона, за что и поплатился: сначала его обвинили во взяточничестве, а потом и в попытке госпереворота. Итог – смертная казнь. Ну а Эйхлера, чтобы неповадно было, отправили в сибирскую ссылку.
Следующим хозяином городской усадьбы становится представитель княжеского семейства Павел Петрович Шаховской, инициировавший перестройку главного усадебного дома. Он был женат на Аграфене Алексеевне Бахметьевой и проживал тогда вместе с ней и 10-ю детьми (4 сына и 6 дочек) в особняке на Пречистенке.
В 1867-м участок, который принадлежал тогда дочерям Шаховского Ирине Павловне и Софье Павловне, поделили на три части и две из них, находившиеся по улице Знаменке (ныне – по границе с Боровицкой площадью, где стоит памятник Владимиру Великому), продали сразу, а нынешнее владение под №6 по Моховой спустя пару месяцев.
Приобретателем последнего стал Иван Яковлевич Бакланов – председатель «Товарищества Купавнинской ткацко-суконной фабрики». Спустя год он решает объединить в единое целое главный дом и боковые усадебные флигели, для чего приглашает архитектора Каминского.
В те годы зодчий больше работал в неогреческом архитектурном стиле, с чем и связано декорирование главного фасада портиком с четырьмя колоннами ионического ордера и с устроенным мезонином. Внешнее убранство дома будто перекликалось с античным храмом Эрехтея в афинском акрополе.
Очередные преобразования внешнего вида дома пришлись уже на 1886 года, когда работами руководил архитектор Эйбушитц.
В 1892-м владение выкупает купчиха I-ой гильдии Юлия Ивановна Базанова, незадолго до этого перебравшаяся в Первопрестольную из Иркутска. К тому времени она вместе с дочерью унаследовала успешные золотопромышленные предприятия, принадлежавшие ушедшим в мир иной супругу и его родному батюшке.
Юлия Базанова оставила о себе добрую память в Москве. На выделенные ею средства на углу Боженинского и Олсуфьевского переулков, что на Девичьем поле, было построено здание для клиники «ушных и горловых болезней». Относилась она к факультету медицины Московского университета и была оборудована «по последнему слову техники».
Стоит отметить, что это была лишь вторая в Российской империи специализированная ЛОР-клиника, в связи с чем Мосгордума приняла решение присвоить ей имя Ю.И. Базановой.
В 1906-м году финансовые трудности заставили Юлию Ивановну переуступить усадьбу Николаю Михайловичу Красильщикову, который руководил крупной мануфактурой «Анна Красильщикова и сыновья» в поселении Родники, что в Костромской губернии. Производство выпускало ткани для одежды, ценившиеся за свой стойкий несмываемый черный цвет.
Супругой Николая Михайловича была Елизавета Алексеевна Друженкова, славившейся своей красотой. Ее портрет, висевший в вестибюле дома, написал известный живописец Валентин Александрович Серов.
Обыватели той поры судачили, что при выезде Красильщиковой в город с бриллиантовым колье на шее, которое можно рассмотреть на картине, супруг нанимал для ее сопровождения двух дюжих телохранителей.
Сам Николай Михайлович прекрасно пел. Его тенор, из лести или нет, сравнивали с голосом самого Карузо, причем, последний явно проигрывал.
Этому можно и не удивляться, ведь Красильщиков в свое время обучался искусству пения в Италии и продолжал усердно заниматься этим и на родине. Что говорить, если он учил пению и давал дельные наставления таким российским грандам российской и советской оперной сцены, как Антонина Васильевна Нежданова и Леонид Витальевич Собинов.
В 1920-м семья Красильщиковых эмигрировала во Францию и почти сразу Николай Михайлович умирает от инфаркта. Спустя время Елизавета Алексеевна стала женой графа Сергея Сергеевича Шереметева.
Особняк после революции и сегодня
После прихода большевиков в 1917-м в доме открыли общежитие для проживания командированных в Москву работников текстильного комбината.
В 1930-х в здание вселился Институт библиотековедения, относившийся тогда к Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина (ныне – Российская Государственная библиотека).
В 1950-м бывший особняк Шаховского – Красильникова на Моховой отдали Музею Михаила Ивановича Калинина. В 11 залах была представлена коллекция, насчитывавшая порядка 32 тысяч (!) экспонатов.
В 1995 году здание №6 по Моховой улице вновь вошло в состав РГБ, а с 2003-го года здесь работает «Центр восточной литературы».