Зарождения Савеловского вокзала и направления


Идею строительства Савеловской линии железной дороги, а в будущем и Савеловского вокзала, выдвинул Савва Мамонтов, известный в Российской империи промышленник и меценат.

Перспектива данного направления была связана с выходом железнодорожных путей к берегам Волги, расположенной в 130 километрах от Москвы. Первоначальным конечным пунктом становилось село Савелово, расположенное на противоположном берегу от известного торгового поселения Кимры.

В будущем железную дорогу планировали продлить к городам Калязин, Углич и дальше на Рыбинск.

Савеловский вокзал в Москве
Фото 1. Здание Савеловского железнодорожного вокзала в городе Москве

Получение разрешения на прокладку путей далось Мамонтову нелегко, так как на реализацию этого проекта претендовала еще одна крупная российская компания.

В 1897 году, получив от Николая II Высочайшее разрешение, железная дорога, названная к тому времени Московско-Ярославско-Архангельской, приступает к изысканиям на территории будущего пути.

Строительством Савеловского пути занималось специально созданное Управление, руководство которым было поручено инженеру Савицкому К.А.

Для ускорения работ, железную дорогу на Савеловском направлении начали вести одновременно от конечных пунктов – Москвы и Савелова. Рельсы для железной дороги поставляли с отечественных заводов  - Брянского, Путиловского и Южно-Днепровского.

История Савеловского вокзала


По первоначальному плану, место под будущий вокзал определили в районе нынешней станции Бескудниково.

Уже после начала прокладки путей была найдена возможность выкупа земель поближе к Москве – у Бутырской заставы. Отстроенный участок дороги от станции Лосиноостровская Ярославской дороги до Бескудникова, таким образом, продлили до Камер-Коллежского вала.

Здание нового московского вокзала планировали возвести к зиме 1899 года, но работы пришлось остановить по причине обращения Общества Виндаво-Рыбинской железной дороги к Правлению Московско-Ярославской-Архангельской с предложением о выкупе.

Пока шли эти переговоры, работы на Савеловском направлении были завершены и открыто движение составов по временной схеме. Вокзал так еще и не достроили. В связи с этим, пассажирам приходилось добираться до 10-го поста Ярославской дороги от одноименного вокзала Москвы и лишь затем, на станции Лосиноостровская, пересаживаться в вагоны Савеловского направления.

Летом 1900 года вопрос о продаже пропал в связи с передачей Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в казну Российской Империи.

Осенью 1900 года строительство вокзала возобновилось. Работами назначили руководить инженера Сумарокова. Ему же приписывают и авторство проекта.

Здание вокзала получилось одноэтажным, без особых изысков. Второй этаж надстроили по центру здания для размещения в нем служебных квартир.

Одновременно с основным зданием строился больший по размерам «Воинский барак», где предполагали временно разместить залы для пассажиров. Неподалеку возводили и «Грузовой двор».

Строительство завершили в начале 1902 года и уже 10 марта прошли торжества по поводу открытия. Вокзал назвали Бутырским (в будущем переименуют в Савеловский вокзал).

Появление в этих местах железнодорожной станции преобразило этот район.

Промышленник и предприниматель Густав Лист выстраивает новый завод. Московские домовладельцы возводят порядка 30 домов для будущих постояльцев из пригородов – работников этого промышленного объекта.

Не осталась в стороне и Московская Городская Дума. Поняв перспективы развития поселения, власти подсуетились и оформили новые разграничительные бумаги уезда. Таким образом, с 1900 года жители района Бутырки стали москвичами.

Первую реконструкцию Савеловского вокзала решили провести лишь в 1987 году. Восстановлением здания руководил архитектор Я.В. Шамрай.

Работы были завершены лишь к 1 сентября 1992 года.

У здания вокзала появился второй этаж, площади увеличились в 2 с половиной раза.

Отрадно отметить, что архитектурных облик здания не пострадал и отражал черты старой постройки.

Начиная с 2000-х годов, Савеловский вокзал обслуживает лишь пригородные электрички.

Последнюю реконструкцию провели в 2005-2008 годах. К пригородному сообщению прибавился маршрут к аэропорту Шереметьево, принадлежащий компании Аэроэкспресс.

Вокзалы города Москвы

shellbars 12770 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar