Герб города Москвы - история

 
Герб Москвы, на котором изображен всадник, поражающий черного Змия копьем, видели многие. Но что это означает и обозначает - ответят немногие.
 
Совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как проходило становление этого важного столичного атрибута - московского герба.
 
Официально Москва получила свой герб в 1781 году, когда 20 декабря он был утвержден Екатериной Второй вместе с  гербами городов всей Московской губернии и имел следующее описание в Полном собрании законов государства российского:
 
 
«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия».
 
 
Стоит отметить, что в документе было отмечено, что узаконенный герб Москвы «старый», т.е. данная эмблема известна давно.
 
К сожалению, история российских символов раскрыта достаточно слабо и поэтому придется обратиться к сохранившимся нечетким свидетельствам и вещественным материалам (скульптурные изображения, монеты и печати).
 
Обычай нанесения изображения князя, а также ликов святых ему покровительствовавших, на монеты и печати пришел в русские земли еще в конце X века из Византии.
 
Святой Георгий впервые появился на монетах и печатях в начале XI столетия. Связывают это с князем Ярославом Мудрым, который после крещения принял имя Юрий (по-иному - Георгий).
 
Юрий Долгорукий - основатель города Москвы - стал продолжателем этой традиции и нанес на свою печать образ святого. Георгий-Победоносец был представлен во весь рост, а его рука вынимала меч из расположенных на поясе ножен.
 
 
Герб Москвы: откуда пошла эта символика?
Фото 1. Изображение святого Георгия на печатях Юрия Долгорукова и Ивана III
 
 
Далее святого Георгия можно встретить на печатях Мстислава Долгорукого, Александра Невского, Ивана Второго Красного, а также сына великого князя Дмитрия Донского - Василия.
 
Вид, близкий к нынешнему изображению, впервые появился на монетах времен Василия II Темного.
 
В конце XV столетия всадник, своим копьем поражающий дракона, был утвержден в качестве символики Государства Российского. Свидетельством этому является общегосударственная печать времен Ивана III Васильевича.
 
Письменное сообщение, в котором впервые упоминается о всаднике, пронизывающим дракона, встречается в Ермолинской летописи.
 
В ней отмечено, что скульптурный образ Георгия-Победоносца был установлен над въездными воротами, расположенными во Фроловской башне московского Кремля. Случилось это в 1464 году. Установил образ зодчий Василий Ермолин.
 
Некоторые историки полагают, что это и был в то время герб древнего града Москвы, аргументируя это расположением образа на главной башне Кремля и тем, что пред ним снимали головные уборы даже князья, проходившие сквозь ворота.
 
Но, скорее всего, изваяние имело лишь охранительные функции, т.к. на обратной стороне башни через два года появился барельеф святого Дмитрия. Устанавливал его все тот же зодчий Ермолин.
 
Интересно знать, что после перестройки Фроловской башни скульптурное изображение Георгия-Победоносца поместили в храм его имени в качестве иконы (культовое сооружение находилось рядом с башней), а вместо него установили икону Спаса Вседержателя. Именно это событие послужило поводом к переименованию сооружения - с тех пор это Спасская башня Кремля.
 
С шестнадцатого столетия на государственных печатях впервые соединяются двуглавый орел и расположенный на его груди всадник. Эта композиция оставалась в неизменном виде на протяжении ряда столетий и ставшая, по-существу, гербом государства - Российской империи.
 
Стоит отметить, что изображение всадника периодически изменяли: то в нем угадывалось сходство с чертами государя, то всадник был обращен в левую сторону, а не в привычную нам правую. И что еще важно - это то, что «московский ездец» (как тогда говорили) никоим образом уже не связывали со святым Георгием.
 
Так в описи 1666-1667 годов, проведенной в Оружейной палате, о гербового знамени написано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него царь на коне колет копием змия».
 
В Титулярнике от 1672 года святой Георгий вообще был представлен как герб земель, принадлежавших грузинским царям.
 
Немаловажным будет привести и ассоциации простого народа с существовавшим тогда гербом. Вот только часть этих изречений - «царь на коне победил змия», «сам царь с копьем», «великий государь наш на аргамаке» и «человек на коне с копьем колет змея».
 
Сигизмунд Герберштейн, в качестве дипломата посетивший Москву в 1517 и 1526 годах, так описывает государственную печать в своих «Записках о Московии»:
 
 
«В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него царь на коне колет копием змия».
 
 
Это очередной раз подтверждает, что всадник ассоциировался именно с Московским государством, а никак не с Москвой.
 
«Святым Егорием» впервые нарекает всадника царь-император Петр Первый. В его бумагах, датированных XVIII веком, и в которых описывается его личный штандарт и вновь вводимые морские флаги, встречается описание государственного герба: 
 
 
«Сие имеет начало свое оттуда, когда Владимир монарх расписки свою империю разделил 12 сынам своим, из которых владимирские князья возымели себе сей герб святого Егория, но потом царь Иван Васильевич, когда монархию от деда его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил».
 
 
Окончательно Георгий-Победоносец был утвержден на гербе в качестве всадника в связи с развитием в Государстве Российском геральдики, что подразумевало утверждение городских гербов, в т.ч. и для Москвы.
 
Начало этого события приходится на время правления Петра Великого. Именно тогда начала формироваться система размещения армейских полков по городам. Воинское подразделение получало имя поселения, а на его боевом знамени изображали эмблему города.
 
С 1712 года полки, расквартированные в городе Москве, в качестве эмблемы использовали двуглавого орла с изображением поверху трех корон и со щитом на груди, в центре которого был расположен всадник, разящий копьем дракона.
 
Уже к 1729-1730 годам эмблема на знаменах значительно изменилась: орел исчез, а на ней остался только всадник с короной, по-прежнему протыкающий копьем змея.
 
Святой Георгий, будучи частью герба Российской империи, стал вскорости гербом Москвы, которая была признана в петровские времена историческим центром России (столица к тому времени была перенесена в Санкт-Петербург).
 
 
Герб Москвы в царское время
Фото 2. Московский герб, утвержденный в 1730 и 1883 годах
 
 
Цветовое оформление было разработано в Герольдмейстерской конторе, консультантом в которую был приглашен Франциск Санти - пьемонтский дворянин. Не без его непосредственного участия Георгий-Победоносец стал изображаться «на коне белом, епанча и копие желтые (золотые), венец (корона) желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное».
 
В указе, датированным 1781 годом, в котором утверждаются гербы Москвы и городов Московской губернии, описание московского символа практически полностью совпадает с описанием от 1730 года:
 
 
«Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия».
 
 
В таком виде герб города Москвы оставался в неизменном виде до 1857 года, когда в ходе геральдических реформ, при Николае I, было создано Гербовое отделение, числившееся за Департаментом Герольдии Сената. Руководить новым ведомством было поручено барону Б.В. Кене.
 
Намеченные работы по изменению герба одобрил император, и уже 11 апреля 1857 года описание опубликовали: 
 
 
«На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем».
 
 
Цвет плаща на гербе Москвы, скорее всего, выбрали лазоревым (синим), чтобы внести в атрибут все цвета, присущие государственному флагу Российской империи (конь - белый, щит - красный, плащ - синий). Непривычен на гербе сам всадник: повернут в левую сторону, на голове западноевропейский шлем.
 
Герб Москвы незначительно изменился и после 16 марта 1883 года. К существующему виду добавили императорскую корону и два золотых скипетра, обрамленных Андреевской лентой.
 
Просуществовал официальный знак Москвы в таком виде вплоть до 1917 года.
 
В годы Советской власти Москва становится первым городом, в котором был утвержден новый герб, выполненный в стиле революционной или, иначе, пролетарской символики. Утвердили геральдический знак 22 сентября 1924 года. К сожалению, цвета этого герба нигде не отражены.
 
 
Герб Москвы в годы советской власти
Фото 3. Герб города Москвы 1924 года и ныне существующий с 1995 года
 
 
Композиционная сложность герба Москвы привела к тому, что этот символ столицы, по большому счету, так и не привился, хотя и использовался для архитектурного украшения вновь возводимых зданий и сооружений города. Так, его можно увидеть в ограждающей решетке Большого Каменного моста.
 
В ноябре 1993 года, 23 числа, вышел нормативный акт «О восстановлении исторического герба города Москвы» в котором был описан вновь вводимый символ города, который создали на основе утвержденного в 1781 году. В частности, в положении сказано:
 
 
«На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия».
 
 
Официально утвердили ныне существующий герб города Москвы 1 февраля 1995 года на заседании столичной Городской думы.
 
Литература:
Соболева, Н.А. История московского герба. — М., 1997.
Рево, О.А. Из истории герба Москвы // Наука и жизнь. — 1997. — № 7.
 
 
 
Познавательные статьи о Москве

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.



shellbars 41508 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar