Замоскворецкая линия московского метро
Замоскворецкая линия московского метро (называлась Горьковско-Замоскворецкой до 1990 года) включает в себя 20 станций разной глубины заложения и тянется на 36,9 км.
На участке «Автозаводская» - «Коломенская» пересекает Москву-реку по Нагатинскому мосту.
В 1930 – 1940-х годах велось заложение центрального участка ветки.
История Замоскворецкой линии метро
11 сентября 1938 года в работу вступил первый участок Замоскворецкого направления между станциями «Театральная» (до 5 ноября 1990 года - «Площадь Свердлова») и «Сокол». Длина участка составляла 8,5 км.
Станция «Маяковская» - промежуточная станция участка. Стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения и была признана одной из лучших по инженерным характеристикам и архитектурному решению.
Первоначальный проект участка содержал планы станций «Советская», «Пушкинская площадь», «Бега». Однако в процессе строительства их исключили с целью ускорения работ.
Продление линии Замоскворецкой ветки в южные районы города осуществлялось в военные годы.
В начале 1943 года запущен участок «Театральная» - «Автозаводская» (до 1956 года - «Завод имени Сталина») длиной 6,2 км. Промежуточные «Павелецкая» и «Новокузнецкая» станции были открыты на действующем участке в конце того же года.
Из проекта были исключены станция «Москворецкая» и станция «Вишняковский переулок».
Дальнейшее развитие Замоскворецкой линии датируется 1964 годом, когда был введен в эксплуатацию отрезок от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал», доходящий до Северного Речного Вокзала на канале имени Москвы.
Далее осуществлялось заложение участка, проходящего от станции «Автозаводская», через Нагатинский мост и Коломенский парк, к станции «Каховская». Открытие этого отрезка метрополитена состоялось летом 1969 года. Его длина составляла 9,5 км.
При закладке первого участка ветки метро, для соединения радиальных линий Замоскворецкого и Таганского направлений, рядом со станцией «Пушкинская площадь» была построена и открыта станция «Тверская» (до 1990 года - «Горьковская»).
Последний участок Замоскворецкого направления: «Каширская» - «Орехово» - «Красногвардейская» открыли в 1984 – 1985 годах. Он доходил до района массовых застроек Орехово-Борисово.
В 1995 году организовано вилочное движение от «Речного вокзала» до «Красногвардейской» и «Каховской».
В виду большой нагрузки на линию часть метро от станции «Каширская» до «Каховской» реорганизована в автономную Каховскую линию.
Станции Замоскворецкой линии метро:
- станция метрополитена Речной вокзал
- станция метрополитена Водный стадион
- станция метрополитена Войковская
- станция метрополитена Сокол
- станция метрополитена Аэропорт
- станция метрополитена Динамо
- станция метрополитена Белорусский вокзал
- станция метрополитена Маяковская
- станция метрополитена Тверская
- станция метрополитена Театральная
- станция метрополитена Новокузнецкая
- станция метрополитена Павелецкая
- станция метрополитена Автозаводская
- станция метрополитена Коломенская
- станция метрополитена Каширская
- станция метрополитена Кантемировская
- станция метрополитена Царицыно
- станция метрополитена Орехово
- станция метрополитена Домодедовская
- станция метрополитена Красногвардейская