Гостиница Метрополь. Театральный проезд, 2: история


Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович Бове.

В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.

Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.


Гостиница Метрополь в Москве
Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве


В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Николаевич Кекушев и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым. 

Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.

Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.


Театральный проезд, дом 2
Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2


Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.

Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.

Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор Владимир Васильевич Воейков.

В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.

Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего - Павла Павловича Висневского.


Майоликовое панно на гостинице Метрополь
Фото 3. Майоликовые панно украшают фасады отеля "Метрополь"


В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.

Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.

В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».

Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»


Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович Эрихсон, Виктор Александрович Веснин, Иван Владиславович Жолтовский. Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович Шехтель.

Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.

Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.

Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.

Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.

Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.

Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве - символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.

Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор Николай Андреевич Андреев.

Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.

Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны Площади Революции высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.


Памятные доски на здании Метрополя
Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса

Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени


Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.

После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала гостиница «Националь»).

Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.




В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня. В разные годы здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Джон Стейнбек, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и многие другие. Среди соотечественников были такие знаменитости, как Сергей Сергеевич Прокофьев и Александр Иванович Куприн.

В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.

После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию - «5 звезд».

Далее история отеля была связана с именами Жака Ширака, Первеза Мушарафа, Ху Цзинтао, Джорджо Армани, Элтона Джона, Пьера Кардена, Майкла Джексона, Монтсерат Кабалье, Хулио Иглесиаса, Пласидо Доминго, Люка Бессона, Фрэнсиса Форда Копполы, Катрин Денев, Шерон Стоун, Анни Жирардо и многих других.

Помнят эти стены и чествование пары Галины Павловны Вишневской и  Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в ресторане гостиницы «Метрополь» праздновали свою золотую свадьбу. Среди приглашенных были принцессы Испании и Голландии - София и Беатрикс, супруга французского президента Бернадетт Ширак, а также Борис Ельцин с супругой. Здесь же Мстислав Леопольдович отпраздновал свой 80-летний юбилей в марте 2007 года.

Такова история гостиницы «Метрополь», которая уже более века является одним из лучших отелей международного класса в городе Москве.

Официальный сайт гостиницы «Метрополь»: http://www.metropol-moscow.ru/

Адрес гостиницы «Метрополь»: Москва, Театральная площадь, дом 1/4.

Познавательное видео о гостинице «Метрополь»

Из видео о гостинице «Метрополь» вы узнаете и увидите:
  • об инициаторе строительства Савве Мамонтове
  • о возникавших трудностях при возведении этого комплекса
  • увидите богатое и поразительно оформленное внутренне убранство
  • узнаете об истории «Метрополя» с начала его функционирования
  • услышите рассказы о знаменитых постояльцах отеля
  • узнаете об авторах и исполнителях проекта и о многом другом





Дома и достопримечательности в Театральном проезде в Москве





Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 13282 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar