Улица Восточная, 4. Дворец культуры ЗИЛ им. Лихачева - Культурный центр «ДК ЗИЛ»

 


Дворец культуры ЗИЛа на Восточной улице, 4 отличается от рабочих клубов, которые начали возводить в стране в 20-30-е годы прошлого столетия, своей особой грандиозностью, хотя полностью архитектурный замысел так и не был до конца реализован.

Конкурс на проектирование Дворца культуры тогда Пролетарского района организовал профсоюзный комитет металлургов. Длился он с 1930 по 1931 годы, но победителя так и не сумели определить.

В конце концов, было принято решение заказ отдать известным в то время архитекторам - братьям Весниным.

Дворец культуры ЗиЛ на Восточной улице, 4 в Москве

История Дворца культуры


Хотя Александр Александрович и Леонид Александрович в самом конкурсе участия не принимали, но в окончательном варианте здания учли лучшие идеи конкурсантов.

Согласно разработанному проекту Дома культуры, он должен был состоять из трех сооружений разного назначения - это театральный зал на 4000 зрителей, непосредственно клуб на 1200 посадочных мест и спортивный комплекс.

Место определили на бывшей территории Симонова монастыря и его некрополя, которые полностью снесли, демонтировав там все сооружения и памятники.

Братья Веснины являлись родоначальниками стиля конструктивизм, которые были не только теоретиками, но и практиками этого направления. Именно поэтому само здание Дворца культуры, а также структура внутреннего пространства были направлены на решение задач рациональности и функциональности.

Строение в плане приобрело Т-образную форму. Композиция сооружения была направлена на разделение в пространстве публичных зон - библиотечной, детской, главной и театральной, что предусматривало для них отдельные входы.

Интересно, что внешнее членение сооружения соответствует структуре внутреннего пространства, и, соответственно, внутренние объемы очерчены внешними линиями, что придает всему зданию Дворца культуры особую динамичность.

Примером может служить стеклянный эркер, расположенный на фасаде здания, и повторяющий устроенное полукольцом с внешней стороны большого зрительного зала двухъярусное фойе.

С правой стороны от театральной части располагается вытянутый корпус, с устроенным в нем главным входом, где также реализована эркерная тема.

Клубный корпус стоит перпендикулярно относительно главного. Его внутренние помещения, как говорили об этом сами Веснины, устроены по принципу так называемого «переливающего пространства».

Особо хочется остановиться на театральной части комплекса, которому изначально придавалось главенствующее значение.

В его архитектурной концепции архитекторы Веснины решили переосмыслить структурную традицию соотношения зрительного зала и сценической площадки. Проект был составлен так, что предполагалась некая трансформация помещений таким образом, чтобы с максимальной возможностью реализовать режиссерские планы, пусть даже и грандиозные по масштабам.

Например, зрительный зал мог увеличиваться в размерах за счет помещений, находящихся непосредственно за сценой, и тогда возникало некое подобие амфитеатра, где артисты были бы окружены зрителями со всех сторон.

Интересен был и замысел, касающийся сцены. Так, предполагалось, что за счет устроенных сдвижных боковых стен и уличных пандусов, по ней могла прошествовать и колонна демонстрантов, и даже пройти маршем военная техника.

Планы были грандиозными, но осуществить задуманное полностью не получилось. Вместо внушительного строения был возведен лишь четырехэтажный корпус с малым залом.

Несмотря на это, Дворец культуры ЗИЛа можно без оглядок назвать высшим достижением конструктивистского стиля в Москве.

На протяжении всей своей деятельности, учреждение не отходило от выполнения клубных функций. Комплекс неоднократно реконструировали, что привело к некоторым изменениям его внутреннего пространства.

В настоящее время на улице Восточная, 4 расположен культурный центр «ДК ЗИЛ».

shellbars 4668 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar