Улица Волхонка, 14. Усадьба Голицыных


Старинная усадьба по улице Волхонка, 14, фасад главного дома которой выходил в Малый Знаменский переулок, с XVIII столетия принадлежала семейству князей Голицыных.

Ансамбль этой городской усадьбы сегодня составляют княжеский особняк, правый флигель да забор с въездными воротами.


Главный дом усадьбы Голицыных на Волхонке
Фото 1. Главный дом усадьбы князей Голицыных


Главный дом, который был построен в годы перехода московской архитектуры со стиля барокко к классическим формам, был построен по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который больше известен своими строениями в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем усадебный комплекс не раз перестраивался, и с той поры в неизменном виде дошли до наших дней лишь массивные ворота, украшенные княжеским гербом рода Голицыных.


Улица Волхонка, дом 14/Малый Знаменский переулок, 1
Фото 2. Городская усадьба расположена по улице Волхонка, 14, а ее
парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, 1


Первым хозяином владений из этой известной семьи стал генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын (меньший), который служил в тогдашней столице на Неве в качестве Президента Адмиралтейств коллегии. Это, скорее всего, и стало причиной привлечения к строительству санкт-петербургского зодчего.

На момент покупки на этом месте располагался внушительный по размерам сенной шалаш, который возвели на месте древних каменных палат, которые были обозначены еще на «Петровском чертеже» конца шестнадцатого века. Скорее всего, архитектор Чевакинский использовал древние стены при строительстве главного дома Голицыных.


Парадные ворота усадьбы Голицыных на Волхонке, 14
Фото 3. Парадные ворота Голицынской усадьбы на Волхонке


По первоначальному проекту особняк представлял собой массивный объем высотой всего в два этажа с устроенными ризалитами: как со стороны главного входа, так и со стороны внутреннего двора. Оформлены они были в едином стиле и декорированы изысканными наличниками оконных проемов, а также филенками.

Два пилона ворот соединили главной аркой и декорировали рустованными лопатками. Завершались они в виде многоступенчатого аттика, на котором был размещен герб княжеской семьи Голицыных, вытесанный из камня.

С двух сторон от ворот были устроены каменные калитки, столбы которых поверху завершали те же многоступенчатые аттики.

Ворота и фасад главного входа были обращены в Малый Знаменский переулок.


Правый флигель усадьбы Голицыных со двора
Фото 3. Правый флигель усадьбы со стороны парадного двора


Стоит отметить, что план Голицынской усадьбы по Волхонке, 14 был характерен для городских усадеб первой половины XVIII столетия: в глубине размещался особняк, удаленный от «красной линии» улицы парадным двором (курдонером) с обязательным цветником по центру. По обеим сторонам выстраивались два боковых флигеля.

Обязательным был и глухой каменный забор, который окружал весь участок. Правда, в усадьбе Голицыных его заменили к концу XIX века коваными решетками, которые находились между устроенными специально для них рустованными столбами.

Первый этаж бокового правого флигеля до наших дней сохранил с торца, выходящего в переулок, элементы барочной обработки оконных проемов в виде филенок. Фасад постройки, который выходил на главный дом, в 1770-х годах переделали по проекту Матвея Федоровича Казакова, как и левый флигель, который после был кардинально перестроен в конце девятнадцатого столетия.


Правый флигель усадьбы Голицыных со стороны Малого Знаменского переулка
Фото 4. Правый флигель усадьбы со стороны переулка хранит стиль,
в котором по проекту архитектора Чевакинского были сделаны все здания


Участие Казакова в реконструкции дома случилось уже при сыне Михаила Михайловича Голицына, тоже, кстати, Михаиле, и связана с пребыванием в Первопрестольной императрицы Екатерины Второй.

После заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира, царствующая особа собралась в Москву для проведения торжественных празднеств. Не желая останавливаться в Кремле, она обратилась к М.М. Голицыну и задала вопрос: «… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное».

Естественно, Михаил Голицын предложил для проживания свой дом по улице Волхонка, 14, для чего и нанял зодчего Матвея Казакова. Пречистенский дворец для императрицы включал в себя особняк самого Голицына и обширный соседний участок с домом Долгорукова (Волхонка, 16) и место под нынешней заправкой.

Здания Пречистенского дворца соединили переходами, а также отстроили деревянный корпус, в котором разместились тронный и бальный просторные залы, вместе с гостиной и церковью. Императрица пробыла здесь почти год.

Что касается самого особняка, то архитектор Казаков сохранил в неизменном виде практически весь объем голицынского дома, лишь расширив один из дворовых ризалитов в сторону улицы Волхонки, а также добавив к обоим антресоли.

Качественные изменения пришлись лишь на декор фасадов усадьбы Голицыных, после чего она и приобрела свои классические формы.

В центре здания особо выделили шестипилястровый портик коринфского ордера, который завершался гладко оштукатуренным плоским фронтоном. В его средней части ритм пилястр прерывали три высоких оконных проема, причем над средним, расположенным на втором уровне, была устроена полуциркульная арка. Окна первого этажа украшали нарядные филенки.

Нашлось здесь место и широкому балкону с изящными парапетами, в которые были вписаны круги, декорированные цветами. Такой же был устроен и на заднем фасаде, правда, более скромный.

Таким стал главный дом усадьбы Голицыных на Волхонке, 14 после реализации проекта зодчего Казакова. От былого стиля барокко остались лишь ризалиты, но и они служили для оживления фасада, создавая на нем некую игру света и тени.

История дома связана с пребыванием в нем во время войны 1812 года штаба Армана Луи де Коленкура - французского генерала, который до нападения Наполеона на Россию являлся послом Франции в нашей стране. По долгу службы он задолго до этих событий был знаком с Голицыным, и, по правде сказать, эта усадьба не пострадала лишь усилиями обоих, а также голицынских слуг, отстоявших усадебные здания от огня.

В разные годы в этих стенах побывали многие знаменитости, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин. Он даже намеревался венчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви хозяина, но в итоге эти торжества состоялись в храме Вознесения у Никитских ворот, который был приходским для семьи невесты.

История этого дома связана и с революционными событиями в России в 1905 году и после 1917.

В июле 1905 года здесь проходил съезд земских и городских деятелей, участники которого провозгласили себя учредительным собранием и создали некое временное правительство. В тогдашней столице знали об этом, но особых препятствий не чинили: в самом начале сходки сюда явилась полиция, составила обязательный в таких случаях протокол и в завершении предложила всем разойтись. Требования не выполнили, полиция ушла, но и делегаты дозаседав разошлись без всяких последствий для себя и страны в целом.

В период с 1933 по 1935 годы в главном доме усадьбы Голицыных на Волхонке, 14, стр. 5 размещался Музей Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Вторично его открыли на этом месте лишь в 1962 году, о чем до сих пор напоминают расположенные на фронтоне здания барельефы с их образами.


Левый флигель - Княжеский двор
Фото 5. Перестроенный правый флигель усадьбы Голицыных, который
в начале XX века стал доходным домом "Княжеский двор"


В период с 1890 по 1892 годы был перестроен под  доходный дом левый флигель усадьбы Голицыных, после чего получил название «Княжий двор». Автором проекта стал архитектор Василий Петрович Загорский.

В этих квартирах в разные годы проживали писатель Александр Николаевич Островский, философ и историк Борис Николаевич Чичерин, художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин, а в 1920-х годах и писатель Борис Пастернак.

В конце XX века это здание перешло под крыло ГМИИ им. Пушкина и вскоре было реконструировано. Сегодня по адресу Волхонка, 14, стр. 6 размещается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков.


Художник Василий Суриков - памятная доска на Волхонке
Фото 6. Памятная доска установлена в честь художника Василия Сурикова,
который снимал здесь меблированную квартиру


Здание галереи искусств стран Европы и Америки на Волхонке, 14
Фото 7. Сегодня в перестроенном доходном доме размещена галерея
искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков по улице Волхонка, 14



Дома и достопримечательности на улице Волхонке в Москве





Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 15258 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar