Улица Лесная 20 – Миусское трамвайное депо
Миусский трамвайный парк (депо) по улице Лесная, 20, что на углу с 1-ой Миусской, возвели в 1874 году для московской конно-железной дороги. Сегодня здание используется как троллейбусный парк.
Долгие годы этот район Москвы не был освоен и лишь во второй половине восемнадцатого столетия земли отвели под торговлю древесиной и материалов из нее.
Активное освоение Миусского поля пришлось уже на конец века XIX, когда здесь и появились одноименные улицы и переулки, обозначенные разными номерами. Правда, депо конно-железных дорог там уже стояло.
Фото 1. Вот так начиналось строительство депо на нынешней Лесной улице, 20
Стоит отметить, что до начала развития этого вида транспорта – конки – москвичи пользовались услугами большой армии извозчиков, количество которых в годы расцвета – в XIX веке – достигало нескольких десятков тысяч.
Экипажи были разные и на любой кошелек: «лихачи» возили пассажиров на лакированных колясках с мягкими рессорами, а вместо деревянных колес стояли надувные; «ваньки» представляли собой армию крестьян, которые брались в зимнее время, пока не было на селе особой работы, предоставлять услуги по перевозке на доморощенном и непрезентабельного вида телегах.
Фото 2. Миусский трамвайный парк в городе Москве
Москва росла, и ей понадобился новый вид транспорта, что и произошло в 1847 году, когда была открыта компания по перевозке на конных линейках. Пассажирская платформа на конной тяге состояла из подобия двух лавок, которые располагались продольно, спинками друг к другу. Помещалось на каждой по 5-6 человек. В целях защиты от грязи, на колени пассажиров натягивали своеобразный фартук. Как бы это дело не смотрелось, но транспортное средство жители Москвы приняли.
Более знакомая нам конка появилась в городе в 1872 году, когда во время проведения Политехнической выставки, российское военное ведомство оборудовало первую опытную конно-железную дорогу. Уже потом предприниматели В.К. Деллавос, А.С. Уваров и Н.Ф. Краузе получили для своей специально созданной под эти цели компании концессию, позволившую им, на собственные средства, построить целую сеть подобных дорог в городе Москве.
Для парка вагонов, технических служб и под конюшни была выделена земля по нынешнему адресу Лесная, владение 20.
В 1895 году в качестве эксперимента электрифицировали участок на Долгоруковской улице, и вместо конки пустили вагон на электрической тяге. Доходность перевозок на этом участке увеличилась вдвое, что и стало толчком к развитию трамвая в Москве.
В период с 1907 по 1909 годы в Миусском, тогда уже трамвайном, парке размещалось 214 вагонов, для которых было построено специальное здание-ангар. Для электрической тяги по нынешней 2-ой Миусской, 7 оборудовали одну из первых подстанций.
Несмотря на новые вагоны, уже не требующие лошадей, в Миусском трамвайном депо конюшни продолжали стоять. Кроме этого, здесь были построены двухэтажное административное здание, мастерские по ремонту вагонов и каменный «сарай» для них.
Нынешние здания из красного кирпича и белыми наличниками построили по проектам архитекторов Николая Константиновича Жукова, Михаила Николаевича Глейнига и Николая Алексеевича Сытенко. Перекрытие вагонного ангара в виде большепролетной клепаной конструкции с размерами 30х70 метров рассчитал инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Миусский трамвайный парк, благодаря своей приличной ремонтной базе, работал не только как депо, но и служил мастерскими для восстановления всех трамваев Москвы.
Перепрофилирование в троллейбусный парк началось в 1952 году и уже через 5 лет – в 1957 – история трамваев в этом месте была завершена.
Сегодня владение №20 по Лесной улице занимает 4-й троллейбусный парк. В 2012 году, ко Дню без автомобилей, проводившемуся в Москве 22 сентября, на Лесной улице восстановили старую трамвайную линию, которая появилась здесь в далеком 1899 году.
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.