Подсосенский переулок 21 – Усадьба Морозова
Городская усадьба по нынешнему адресу Подсосенский переулок, 21 был известна начиная с конца XVIII столетия. До настоящего времени надстроенное в советское время здание в глубине двора хранит в себе старинные палаты, которые и были некогда главным особняком.
Первые известные владельцы – фабриканты Плавильщиковы. Именно у этой семьи Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. В период с 1878 по 1879 годы уже его сын и наследник Викула Елисеевич выстроил новый главный дом, который разместили вдоль красной линии Подсосенского переулка. Архитектурный проект выполнил архитектор Михаил Николаевич Чичагов.
Фото 1. Бывшая усадьба Морозовых в Подсосенском переулке, дом №21 в Москве
Усадебный дом получил эклектические формы. Фасадные плоскости были нарядно рустованы и декорированы изящной лепниной. Картуш с вензелем «М» (Морозовы) украшает главный аттик строения. Въездные ворота в городскую усадьбу исполнили в подобном же архитектурном стиле. Декор внутренних помещений выполнили в различной стилистике – классической, русской, а также ренессансной.
Старший сын Морозова – Алексей Викулович – унаследовал владение №21 в Подсосенском переулке в 1895 году. Сразу после этого он решает переоформить часть интерьеров, для чего приглашает архитектора Федора Осиповича Шехтеля, который возвел к тому времени не одно строение представителям морозовской династии.
Стоит отметить, что реконструкция интерьеров особняка Морозова стала вершиной творчества Шехтеля, подтвердившая его высокий мастерский уровень и талант. Так, здесь он выполнил проект двухсветного кабинета, из которого можно было попасть по лестнице на второй уровень особняка. Кроме этого помещения им были заново оформлены рокайльная гостиная, хозяйская библиотека и вестибюль. К оформительским работам были привлечены художник Михаил Александрович Врубель и скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.
Местный кабинет, как и библиотека, был декорирован Шехтелем в готическом стиле: внутренне пространство отделано деревом ценных пород, в высокие оконные проемы вставлено витражное стекло, кессонированные потолки украшены изящной резьбой и росписями. Кроме этого, на деревянных панелях кабинета, расположенных на уровне верхнего этажа, закрепили большое по размерам живописное панно на тему произведения Гёте «Фауст» (ныне хранится в Третьяковской галерее).
Особого упоминания заслуживает находящаяся здесь лестница, ведущая в библиотеку на втором этаже. Это действительное произведение искусство, которое, ко всему прочему, оригинально украшено деревянными резными фигурами в виде дракона и гномика, будто «присевшего» на ступени.
Непосредственно под лестницей установили большой камин, выполненный из мрамора.
Гостиную, которую иногда обозначают, как угловой кабинет, оформили в стилистике рококо. В ее убранстве присутствовали французские гобелены, а потолок, декорированный золоченой резьбой, имел стеклянную вставку и подсвечивался электрическими лампами.
Алексей Викулович Морозов так и остался последним владельцем этого родового особняка в Подсосенском переулке, дом 21. С приходом большевиков главный дом был национализирован, как и все строения усадьбы.
Последние добавленные на сайт статьи ... |