Павильон 67 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Карелия»
Павильон 67 на ВДНХ-ВВЦ своим фасадом обращен на фонтан «Дружба народов». После окончания строительства в 1954 году здесь разместилась экспозиция тогда еще существовавшей Карело-Финской ССР, сменившая до этого события несколько павильонов.
До войны 1941-45 годов экспозиция Карелии находилась в павильоне 64 и была включена в состав выставки «Ленинград и Северо-восток РСФСР». После административной реорганизации в марте 1940-го, когда Карелия из автономной стала полноправной союзной республикой, ей выделили отдельное здание — бывший павильон освоения Арктики.
Архитектура и история павильона
Как говорилось выше, в 1954-м году экспозиция Карело-Финской ССР получила вновь отстроенное здание — павильон №67. Проект разработал архитектор Фарид Измайлович Рехмуков в соавторстве с Алексеем Яковлевичем Резниченко.
Новый павильон выдержан в строгих формах, по подобию крестьянских изб русских северных земель.
Главный фасад строения украшает портик в шесть колонн с фронтонным завершением. Колонны декорированы плитами из финского гранитного камня красноватого оттенка с включением медных накладных элементов.
Мощно устроенный резной фронтон, где в тимпане размещены рельефные изваяния работы скульптора Леонида Алексеевича Кардышева, отражает главные народно-хозяйственные отрасли Карелии — рыбную, лесозаготовительную, животноводство и сельское хозяйство.
Особую роль в восприятии рельефной композиции фронтона на павильоне 67 на ВДНХ играет фактура использовавшегося дерева и его обработка в тепло-шоколадных тонах, что еще больше придает строению дух Севера.
Завершением фронтона стал резной щит в обрамлении венка из лавра и раскрытой книги. До 1957-го года в его центре размещался герб Карело-Финской республики, выполненный из бронзы и покрытый позолотой. Затем его заменили на герб РСФСР, который ранее украшал снесенный к тому времени павильон Центральных российских промобластей.
Парадный подъезд павильона №67 украсили резными дверями, выполненных художником Николаем Ивановичем Чижовым. Хитросплетение елового лапника, наличие резных изваяний белок и птиц, оригинальная ручка в виде еловой шишки добавило еще больше самобытности павильону «Карелия».
Внутреннее убранство здания также поражало художественным оформлением и монументальностью. Панели из дуба, резные кружева по дереву, пейзажные художественные полотна работы Василия Васильевича Мешкова, расшитые узорчатые полотенца придавали целостность образу Карелии, ее природных богатств и народных промыслов.
Стоит отметить, что некоей доминантой главного зала экспозиции являлась скульптурная работа Сергея Тимофеевича Коненкова «Рунопевец» (сегодня размещается в фондах ГМИИ Карелии).
В июле 1956-го Карелия из союзной вновь становится автономной республикой и вводится в состав Ленинградской области. Вся ее экспозиция в павильоне 67 демонтируется и выставляется на демонстрационных площадях последней, но уже в другом павильоне. Здесь же — в 1957-м — начала работать экспозиция Союзной Академии наук.
Интересный факт. Именно в павильоне «Наука» советские граждане могли увидеть модель первого искусственного спутника планеты Земля, выведенного на орбиту 4 октября 1957 года.
В 1959-м на выставочных площадях павильона демонстрировалась уже выставка «Культура и быт народов РСФСР». Большинство зрителей стремилось попасть в раздел, где были представлены живописные полотна, графика, скульптурные композиции и изделия народно-промысловых артелей.
Помимо этого, на подиуме перед парадным подъездом выставили работы известных скульпторов, среди которых были произведения Веры Игнатьевны Мухиной и Елены Александровны Янсон-Манизер.
В 1964-м павильон вновь переформатировали и он стал называться «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», а в 1967-м уже «Советская печать».
Сегодня в павильоне 67 на ВДНХ проводят различные выставки. В зимние месяцы с 2014-го на 2015-й здесь размещалась резиденция Деда Мороза в Москве.