Павильон 66 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Культура»
Интересна и, вместе с тем, печальна история павильона 66 на ВДНХ-ВВЦ.
В 1937 году, по левую сторону от фонтана «Дружба народов» построили деревянный совместный павильон для трех среднеазиатских союзных республик — Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Спроектировал здание архитектор Стефан Николаевич Полупанов.
Спустя год — в 1938 году — формат изменили и здесь продолжила выставляться только экспозиция Узбекской республики.
Строение, в плане, было выполнено П-образно. Образовавшийся благодаря этому внутренний двор был обращен в сторону площади и выходил на главный фасад. В его центре были размещены небольшой фонтан и устремленные ввысь пропилеи с завершением в виде «короны», плоскость которой была украшена великолепными орнаментальными узорами.
Стеновые плоскости павильона 66 декорировали незначительно выступающими наружу рельефным орнаментом и скульптурными композициями, находившимися в контрасте с яркими красками коврового покрытия внутреннего дворика.
Непосредственно у главного входа были установлены покрытые бронзой гипсовые скульптуры, выполненные Ольгой Максимилиановной Мануйловой.
Архитектура нового павильона №66
К сожалению, за время Великой Отечественной войны деревянная постройка обветшала и в рамках реконструкции Всесоюзной выставки в период с 1950 по 1954 годы было принято решение о возведении нового павильона для Узбекской ССР, но уже по правую руку от фонтана.
Монументальность заново отстроенного здания не мешала внимательным посетителям разглядеть в нем былые композиционные и декоративные черты, присущие былому строению.
Новый павильон 66 стал практически вдвое выше в следствии устройства стилобата цокольного уровня. Широкий лестничный марш выводит посетителей все также в открытый внутренний дворик (к слову, несколько лет после открытия лестничный подъем украшали скульптуры собирательницы хлопка и чабана).
Фланкирует лестничный марш пара бассейнов, входивших в каскад фонтанов и бравших начало от внушительных панно работы Петра Ивановича Котова - «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций» и «Большой Ферганский канал».
Доминантой павильона №66 на ВДНХ стала стальная ротонда, нависшая над фонтаном, вздымающим на 15-метровую высоту тугие струи воды. Стоит отметить, что изначально элементы ротонды были полихромные, что осязаемо придавало ей некую «живость».
Орнаментальный рисунок, выполненный в духе национальных традиций, украшает фасадную плоскость строения и будто перекликается с декором ташкентского Театра оперы и балета им. Алишера Навои, спроектированного Алексеем Викторовичем Щусевым.
Портал парадного входа выполнен в форме ниши и украшен многоцветным майоликовым панно.
Главный декоративный элемент внутреннего убранства павильона — инсталляции на тему хлопковой коробочки.
До наших дней сохранился практически полностью колорит помещений этого уникального строения: светло-желтоватая гамма стен, карнизная лепнина, орнаментальные рисунки и прекрасно исполненные декоративные люстры.
В 1964 году павильон 66 на ВДНХ-ВВЦ переформатировали и он получил название «Советская культура», а уже в новой России — просто «Культура».