Павильон 66 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Культура»

 


Интересна и, вместе с тем, печальна история павильона 66 на ВДНХ-ВВЦ.

В 1937 году, по левую сторону от фонтана «Дружба народов» построили деревянный совместный павильон для трех среднеазиатских союзных республик — Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Спроектировал здание архитектор Стефан Николаевич Полупанов.

Спустя год — в 1938 году — формат изменили и здесь продолжила выставляться только экспозиция Узбекской республики.

Павильон 66 на ВДНХ: общий вид здания павильона "Культура"

Строение, в плане, было выполнено П-образно. Образовавшийся благодаря этому внутренний двор был обращен в сторону площади и выходил на главный фасад. В его центре были размещены небольшой фонтан и устремленные ввысь пропилеи с завершением в виде «короны», плоскость которой была украшена великолепными орнаментальными узорами.

Стеновые плоскости павильона 66 декорировали незначительно выступающими наружу рельефным орнаментом и скульптурными композициями, находившимися в контрасте с яркими красками коврового покрытия внутреннего дворика.

Непосредственно у главного входа были установлены покрытые бронзой гипсовые скульптуры, выполненные Ольгой Максимилиановной Мануйловой.

Павильон 66 на ВДНХ: левая пристройка здания

 

Архитектура нового павильона №66


К сожалению, за время Великой Отечественной войны деревянная постройка обветшала и в рамках реконструкции Всесоюзной выставки в период с 1950 по 1954 годы было принято решение о возведении нового павильона для Узбекской ССР, но уже по правую руку от фонтана.

Монументальность заново отстроенного здания не мешала внимательным посетителям разглядеть в нем былые композиционные и декоративные черты, присущие былому строению.

Павильон 66 на ВДНХ: вид на изящно исполненную ротонду

Новый павильон 66 стал практически вдвое выше в следствии устройства стилобата цокольного уровня. Широкий лестничный марш выводит посетителей все также в открытый внутренний дворик (к слову, несколько лет после открытия лестничный подъем украшали скульптуры собирательницы хлопка и чабана).

Фланкирует лестничный марш пара бассейнов, входивших в каскад фонтанов и бравших начало от внушительных панно работы Петра Ивановича Котова - «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций» и «Большой Ферганский канал».

Павильон 66 на ВДНХ: завершение ротонды выполнено в национальных мотивах

Доминантой павильона №66 на ВДНХ стала стальная ротонда, нависшая над фонтаном, вздымающим на 15-метровую высоту тугие струи воды. Стоит отметить, что изначально элементы ротонды были полихромные, что осязаемо придавало ей некую «живость».

Орнаментальный рисунок, выполненный в духе национальных традиций, украшает фасадную плоскость строения и будто перекликается с декором ташкентского Театра оперы и балета им. Алишера Навои, спроектированного Алексеем Викторовичем Щусевым.

Павильон 66 на ВДНХ: фонтан с чашей посередине ротонды

Портал парадного входа выполнен в форме ниши и украшен многоцветным майоликовым панно.

Главный декоративный элемент внутреннего убранства павильона — инсталляции на тему хлопковой коробочки.

Павильон 66 на ВДНХ: портал главного входа

До наших дней сохранился практически полностью колорит помещений этого уникального строения: светло-желтоватая гамма стен, карнизная лепнина, орнаментальные рисунки и прекрасно исполненные декоративные люстры.

В 1964 году павильон 66 на ВДНХ-ВВЦ переформатировали и он получил название «Советская культура», а уже в новой России — просто «Культура».

 

Список павильонов Всероссийского Выставочного Центра



shellbars 5418 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar