Новинский бульвар, 18А - Доходный дом Плевако

Кирпичное строение в пять этажей по адресу Новинский бульвар, 18а в Москве стоит в глубине местных дворов. Возвели его в 1905 году по проекту зодчего Петра Карловича Микини, известного как автора необычного по декору «дома со зверями» на Чистопрудном бульваре, 14.
 
Доходный дом построили на средства Федора Никифоровича Плевако — легендарного адвоката дореволюционной России. Юриста негласно называли «московским златоустом» и «митрополитом адвокатуры» за его талант защитника и проявляемую бесеребренность.
 
Новинский бульвар, дом 18а в Москве
Фото 1. Главный фасад дома на Новинском бульваре, 18а в городе Москве
Дом №18а на Новинском бульваре спроектирован в стиле так называемого «северного модерна», что было довольно необычно для городской архитектуры Первопрестольной столицы того периода. Присущими ему чертами были достаточно массивные формы и отказ от мелких деталей декора, а также естественность цветовой гаммы и сохранение фактуры материалов отделки.
 
Во время строительства доходных домов того периода в Москве зодчим приходилось решать задачу индивидуального декора и композиции сооружений, что являлось трудной задачей из-за их увеличенной высотности и своеобразной однообразности архитектурных форм.
 
Доходное владение адвоката Плевако тоже не являлось исключением, но Петр Микини сумел решить этот вопрос достаточно оригинально.
 

Архитектура и история дома Плевако на Новинском бульваре

 
Монотонность главного фасада дома №18а по Новинскому бульвару скрасили благодаря устроенным ризалитам, за толщей которых расположены лестничные марши. Кроме этого на фасадной плоскости спроектировали две вертикали, образованные балконами, напоминающие своей архитектурной формой эркеры. Такая раскреповка, в целом, обыграна в силуэте всего строения.
 
Ризалиты входных подъездов венчают необычно выполненные щипцовые завершения, которые своим видом напоминают крыши былинных теремов. Вертикальные плоскости с балконами поверху декорировали усложненными аттиками, своим видом вызывающие ассоциации с коронами. Своеобразный колорит привносит и профилированный карниз, обрамляющий здание по периметру, и далеко вынесенная кровля щипцов, расположенных над входами.
 
Здание возвели из кирпича, и зодчий для большей части внешних плоскостей оставил естественную чистую кладку. Оставшаяся же часть обработана штукатуркой «под шубу» с имитацией поверхности пористого природного камня. Для усиления эффекта, в последнем случае, произвели окраску в серо-бежевые тона.
 
Особо хочется остановиться на скульптурном декорировании дома Плевако на Новинском бульваре, 18а.
 
  • Во-первых, это мощные консоли, которые поддерживают балконы. Выполнены они весьма необычно и подобных встретить в оформлении столичных зданий невозможно. Каждая из них будто перекрывает собой область арочного оконного проема, размещенного позади этого элемента декора, деля его на пару стрельчатых окон меньшего размера. Громоздкий наличник композиционно соединен в единое целое с консолью.
 
  • Во-вторых, это истонченный рельефный фриз, расположенный по фасадной плоскости последнего уровня. На нем проглядываются лепные элементы флористики и фигурки людей с переплетенными и вытянутыми с некой эмоциональностью руками.
 
Но, несомненно, главенствуют в декоре дома майоликовые панно, изготовленные в Абрамцево. Они были преподнесены в подарок Федору Плевако от известного промышленника Саввы Мамонтова, которого первый весьма успешно сумел вывести из под обвинения в финансовых махинациях и освободить от уголовного преследования.
 
Самые впечатляющие по размеру майоликовые панно размещены на плоскости щипцов, венчающих подъезды. Четкого изображение они не имеют, а их цветовое оформление выполнено в голубоватых тонах.
 
Меньшие по размерам панно вставлены в ниши, устроенные над балконами. Использованные изразцы оформлены в фиолетово-сиреневой гамме. На одном из панно выполнено изображение лебедей, плывущих к находящемуся у береговой кромки павлину, скрывающемуся в дебрях фруктовых деревьев. На другом — женское тело в окружении цветов.
 
Вставки из керамики проглядываются по верху последних оконных проемов над подъездами, рисунком которых являются объемные завитушки и изгибы.
 
Стоит отметить, что непосредственное участие в разработке эскизов панно и рельефной лепнины доходного дома Плевако по Новинскому бульвару, 18а принимал участие художник Михаил Врубель, творивший в Абрамцевской мастерской Мамонтова.
 
Такова история строительства и архитектурное оформление этого шедевра городского зодчества начала прошлого столетия.
 
 
 
Дома и достопримечательности на Новинском бульваре


shellbars 6428 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar