Мерзляковский переулок, 20, стр. 1 – Доходный дом Александрова
Здание в Мерзляковском переулке, 20, стр.1 возвели в 1902 году. Изначально доходный дом, спроектированный в стиле модерн зодчим Анатолием Александровичем Остроградским, имел 3 этажа. Заказчиком выступил Федор Александрович Александров — известный в Москве акушер-гинеколог.
И хотя композиционная составляющая владения сегодня вызывает ассоциацию с городским особняком, но на момент строительства было исполнено в традиционных формах и декоре доходных московских домов.
Помимо запланированных меблированных квартир в здании отвели место для апартаментов самого Александрова и помещения под его клинику.
Архитектура и реконструкция дома
Стоит отметить, что главный фасад строения был спроектирован и возведен в абсолютной симметрии.
В правой части дома, где ныне устроен парадный подъезд, размещался арочный въезд на дворовую территорию. Слева был симметрично устроен приватный проход к хозяйственным помещениям. Со временем последний перестроили под комнату с оконным проемом.
Главный вход в доходное владение находился по центру здания и тоже был позднее заложен кирпичом. Напоминанием о нем служат сохранившиеся оконные проемы по центральной оси — модерновский «бычий глаз» для освещения парадного вестибюля и вытянутое арочное для всего лестничного марша.
Большая часть плоскости главного фасада декорирована матовым «кабанчиком» кремовых тонов; обработанные штукатуркой части, а также лепнина, окрашены голубовато-зеленоватой краской.
Фасадная часть дома в Мерзляковском переулке, 20 поражает богатейшей пластикой. По вертикали она будто рассечена выступающими за плоскость тремя ризалитами, силуэты которых подчеркивали вылеты фигурных аттиков, размещавшихся над карнизом дома.
Вообще, карнизы строения, как и разнообразные тяги, используются уже для деления плоскости фасада по горизонтали.
Наружный экстерьер доходного владения исполнен выразительно и оригинально. Исключительную живость придает скульптурное декорирование, исполненное в стилистике французского Ар Нуво.
Неповторимый изыск выражен использованием многообразия обрамлений оконных проемов, «ниспадающие» с карнизных частей пилястры с геометрическими изображениями, флоральные завитушки в стилистике рокайля, девичьи маскароны, объемное панно под расположенным по центру оконным проемом с «благоухающими» ирисами и маками.
Не осталась в стороне и популярная в стиле модерн керамика. Так, под двумя крайними оконными проемами третьего уровня разместили майоликовые панно, собранные из известных абрамцевских изразцов цвета охра-изумруд. Выполнены они по эскизным рисункам самого Врубеля.
Стоит отметить и такой элемент декора дома в Мерзляковском переулке, 20, стр.1, как решетки и заграждения из кованого метала с экспрессивным рисунком. Они использовались в декоре балконов, аттиков верхней части дома и бывшего арочного проезда. Таким образом, изящные сплетения множества завитков будто передают постройке французский дух.
Первая реконструкция доходного владения Александрова пришлась на 1960-е годы. Именно тогда были утеряны множественные элементы декорирования. В частности, в уже упоминавшемся арочном проезде устроили главный вход, а два прежних подъездных входа заложили. Над аркой же демонтировали и балкон.
Кроме этого центральный фасад потерял верхние аттики, большую часть металлического декора, оригинальные оконные рамы с замысловатыми переплетениями, а керамическое панно покрыли слоем краски. Добрались и до внутренних помещений, обезличив их интерьер.
В начале миллениума здание поставили на реставрацию, по завершении которой здесь появился дополнительный уровень. Отрадно, что за это время был восстановлен исторический декор и в унисон с ним украсили и саму надстройку.
Стоит отметить, что еще Остроградский на этапе проектирования создал 2 эскиза оформления фасада, поэтому реставраторы использовали в своей работе оба варианта. В частности, по этим рисункам исполнили переплеты окон, которые, правда, выглядят немного проще, чем были ранее.
Из вновь появившегося нужно отметить цветные витражи окон центральной вертикальной оси здания. И пусть это новодел, но смотрится он весьма гармонично и уместно.