Хлебный переулок, 26 — Маршальский дом

 


Дом по адресу Хлебный переулок, 26 построили в 1904 году по проекту московского зодчего Константина Федоровича Бурова. Имя первого владельца и заказчика история не сохранила.

По первоначальному проекту дом в стиле модерн имел всего два этажа, но в 1947 году он был надстроен дополнительными двумя уровнями. В то же время с торца строения установили лифтовую шахту.

Отрадно отметить, что оформление добавленных этажей было выполнено сообразно первоначальному декору здания, спроектированному еще К.Ф. Буровым. Это было необычно для градостроительства Москвы того времени и, скорее всего, связано с двумя моментами:

  1. Во-первых, в реконструированный дом по Хлебному пер., 26 должны были заселиться первые лица военного ведомства СССР — маршалы Василий Данилович Соколовский и Иван Терентьевич Пересыпкин.
  2. Во-вторых, что более вероятно, свое влияние на разработчиков проекта оказал сын зодчего — Андрей Константинович Буров, который в то время был уже весьма авторитетным в Советском Союзе архитектором, занимавшимся декорированием и усовершенствованием методик поточного строительства. Он мог содействовать более бережному отношению к наследию архитектурного творчества своего отца.

Как бы там ни было, но Маршальский дом после перестройки выглядел гармонично и привлекательно.

Хлебный переулок, дом 26 в Москве

 

Архитектура и декор дома в Хлебном, 26


Фасадная плоскость дома выполнена несимметрично. Главный подъезд устроен в правой половине. Над ним будто нависает мощный трехуровневый эркер. На левой стороне фасада, от основной вертикали стен выдвинут небольшой по размерам ризалит, оформленный сообразно эркеру. Выступы обоих элементов конструкции дома по Хлебному переулку, 26 обозначены аттиками с профилированными карнизами и округлыми фронтонами.

С торца здания, как говорилось выше, устроена лифтовая шахта, скрытая от взгляда со стороны переулка ризалитом. Последний во время реконструкции 1947 года специально устроили для этой цели и декорировали по аналогии с декором главного фасада.

Самыми интересными элементами декоративной отделки, без сомнения, являются эркерные консоли с львиными скульптурными композициями и объемное панно над входными дверями. Удивляет то, что на консолях, на самом деле, отображены не львы, что часто использовалось в архитектурном декоре стиля модерн, а … львицы. Таким образом, вероятно, зодчий Буров показал свое отношение к нарождающемуся в те годы движению за равноправие полов. Лепное панно представлено рисунком из смешения листьев и плодов каштана.

Что касается цветовой гаммы фасадов, то здесь были задействованы три тона: серо-бежевый для большей части стен, рыже-коричневатый для контрастности и серо-голубоватый для лепных элементов.

Фактурная обработка фасадной плоскости тоже представлена тремя вариантами: чистая штукатурка, рустовка и чистая кирпичная кладка. Такое смешение цвета и фактуры дало возможность значительно облагородить однородность фасада строения и придать всему дому в Хлебном переулке, 26 гармонию и прекрасный вид.

Стоит отметить, что декорирование стен провели индивидуально для каждого уровня строения. Так, на нижнем они покрыты рустом классического вида и окрашены в светлые тона. Таким образом придали им некую основательность и вид цоколя. Прямоугольные оконные проемы немного углублены и украшены округлыми наличниками с замковыми камнями, в которых видны умилительные женские маскароны. Оконный проем ризалита окружает уже прямоугольный наличник с изображением все тех же листьев и плодов каштана.

Стены второго уровня покрыты чистой штукатуркой, а в некоторых местах открыта и чистая кирпичная кладка, подкрашенная для лучшей визуализации в светлые тона.

Арочные оконные проемы ризалита и эркера декорированы понизу лепными панно, с изображением картушей, обрамленных цветками и побегами полевого колокольчика. Прочие же окна арочной формы убраны в высоковатые наличники с фронтонами, напоминающими бегущую волну. В тимпанах этих фронтонов проглядываются объемные композиции, состоящие из картушей и разбросанных по поверхности цветов. В межоконном пространстве устроен рельефный фриз.

Третий уровень тоже представлен смешением чистой стеновой кладки и штукатурки. К окну его ризалита протянулся с нижнего этажа наличник с гребневым фронтоном. Ко всему прочему, этот уровень декорирован объемной тягой и фризом, размещенных также в межоконном пространстве.

Стены последнего уровня имеют гладкую поверхность и покрашены в тона основного колера. Именно такая гамма придает строению парящую легкость, с помощью которой архитектор смог добиться визуального скрадывания массы строения.

Что касается декора четвертого этажа, то здесь использовали панно с растительным рисунком в подоконном пространстве и соединяющий все оконные проемы рельефный фриз. Завершением эркера стал крупный фронтон с богатой лепниной в виде картуша и гирлянд. Непосредственно под фронтоном видны небольшого размера панно, обрамленные рамками.

Последние два этажа украшают маленькие балконы с обрамлением из ажурных решеток. Этот художественный элемент также присущ именно стилю модерн.

Придомовая территория окружена оградой, которая выполнена в единой с балконными решетками стилистике.

В последней декаде прошлого века здание получило дополнительный мансардный уровень. Конечно, некий диссонанс существует, но пристройка не изуродовала общий вид модернового здания в Хлебном переулке, 26.

 

Дома и достопримечательности в Хлебном переулке



shellbars 4627 просмотров 2 комментария
Всего комментариев: 2
avatar
0
2 shellbars • 18:24, 24.12.2017
Ирина, спасибо большое за дополнение к нашему материалу о доме по Хлебному переулку, 26.
avatar
0
1 ivstroganova • 21:43, 11.12.2017
Имя первого владельца и заказчика история сохранила. Это мой прадед Михин Иван Иванович.
avatar