Большая Никитская, 56 – Посольство Мьянмы (Бирмы)
Особняк по улице Большая Никитская, 56 в Москве, который отличается от ближайших строений своим пышным декором, возвели в период с 1902 по 1903 годы по заказу предпринимателя Якова Андреевича Рекка. Автором столь оригинального проекта стал зодчий Густав Августович Гельрих.
На начальном этапе проектирования особняк должен был быть построен в стиле англо-шотландского направления модерна и чем-то напоминать знаменитый дом Якунчиковой. Но в процессе работ были внесены значительные изменения.
Композиционная составляющая строения, задуманная как сопряжение различных призматических объемов, получила традиционный для московской архитектуры вариант: статичный декорированный фасад с парадным входом. Изменена была и сама архитектурная стилистика, трансформированная уже в франко-бельгийский модерн, что придало дому черты особняка Гутхейля в Пречистенском переулке.
Фото 1. Большая Никитская улица, 56 в городе Москве |
Архитектура и история особняка
Доминантой особняка на Большой Никитской, 56 стала левая часть строения с устроенным там эркером с закруглениями и с завершением из четырехгранного купола.
Сам купол венчает шаровидный металлический элемент конструкции приглушенного сероватого цвета. Такой колер прекрасно гармонирует с бледновато-зеленоватым фоном фасадных плоскостей особняка Рекка.
Выступающие за вертикаль стен эркер и ризалит подчеркивает волнообразно исполненный карниз.
Интересно исполнен парадный вход: непосредственно под эркером, в углублении, устроено крыльцо с тамбуром, декорированным десюдепортом. Последний выполнен в виде полуциркулярного выреза с заграждением из ажурной решетки.
Индивидуальное решение получили окна особняка на Большой Никитской ул., 56. И если в центре фасада мы видим классические прямоугольные с округлыми наверху углами, то на боковых частях здания представлены уже более стильные: арочные, тройные и диоклетиановые.
В экстерьере особняка Рекка зодчий широко использовал лепные элементы с преобладанием рокайльных сюжетов. Они весьма искусно и тонко проработаны. Разглядывая это убранство из завитых лент, букетов, гирлянд, масок зверей и людей, поражаешься кропотливой работе мастеров.
Стоит отметить, что сюжет и манера исполнения лепного декора перекликается с орнаментальной живописью, характерной времени символизма в искусстве. Объемные изображения практически абстрактны, но при пристальном рассмотрении можно уловить едва заметную прорисовку цветов и полевых покровителей флоры.
Интерес представляют и декорированные металлические конструкции оконных решеток полуподвала и десюдепорта, а также ограждение владения. Их затейливый рисунок сквозит изяществом и легкостью, и также обыгрывает растительную тематику.
Яков Андреевич Рекк, как сказали бы сегодня, был знатным и удачливым девелопером. Практически на все его дома и особняки сразу находились покупатели.
Не стал исключением и это особняк на Большой Никитской, д.56, выкупленный представительницей купеческого сословия Серафимой Давидовной Красильщиковой, которая приходилась правнучкой самому Савве Морозову.
После прихода к власти большевиков в 1917-м, хозяйка эмигрировала. Особняк национализировали и передали Наркомату иностранных дел. Сегодня здесь размещается Посольство Бирмы (Союза Мьянмы).
Перейди по ссылкам и узнай больше о Москве: