Берсеневская набережная, 6. Фабрика «Красный Октябрь» 


Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».


Товарищество Эйнем и фабрика Красный Октябрь
Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный
Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»


Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в районе Арбата небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на Мясницкой улице он открывает уже шоколадную фабрику.


Берсеневская набережная, дом 6
Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6


В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на Театральной площади, а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на Софийской набережной.

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.




Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила  в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки храма Христа Спасителя.

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».

Здесь возвели трехэтажное строение для главного управления и внушительный по размерам производственный комплекс с крытыми переходами между цехами и помещениями служб.




Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Для рекламирования продукции привлекли даже  композитора Якова Лазаревича Фельдмана, который написал несколько произведений, среди которых «Вальс Монпансье» и «Шоколадный вальс», а также «Кекс-галоп». Буклеты с нотами также помещали в коробки.

Еще одним интересным рекламным ходом стало размещение названия компании на первых российских дирижаблях, посмотреть на которые сбегалось множество народа во всех российских городах, где они летали.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор Александр Михайлович Калмыков. Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции


«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

В тридцатые годы на «Красном Октябре» работало уже порядка 5 тысяч человек, а годовой выпуск сладостей достиг отметки в 60 тысяч тонн!

Во время Великой Отечественной войны кондитерское производство остановили, выпуская лишь плиточный шоколад для летчиков и подводников. Здесь было налажено производство концентрированных каш.

После войны шоколадная фабрика стала в определенном смысле экспериментальной площадкой, где испытывали все новинки советской кондитерской промышленности.

«Красный Октябрь» и далее продолжал занимать лидирующие позиции в стране, что было отмечено наградами – орден Ленина в СССР (1966) и Гран-при на брюссельской Всемирной выставке (1958).

В 60-е годы прошлого века часть производственных корпусов надстроили в последний раз, после чего архитектура и контуры «Красного Октября» получили нынешний вид.

В 1990-х кондитерскую фабрику акционировали.

В 1994 году руководством было принято решение об открытии музея предприятия, которому выделили два зала. Стоит отметить, что впервые заговорили об этом еще в 1976 году, после чего на адрес предприятия стали приходить исторические материалы, которые присылали со всех уголков России.

Арт-кластер – новая история «Красного Октября»


В 2007 году кондитерско-шоколадная фабрика «Красный Октябрь» вошла в состав «Объединенных кондитеров» и производство перевели на Малую Красносельскую улицу, 7 – комбинат «Бабаевский». На прежнем месте остались только музей и небольшое производство по выпуску шоколадных конфет ручной работы.

Новая история этого места началась в 2004 году, когда после сдачи в эксплуатацию Патриаршего моста, к фабрике был организован удобный подход из центра. Художник Владимир Ефимович Дубосарский предложил собственникам сдать в аренду пустовавшие фабричные гаражи для организации нового культурного центра в Москве – Арт-Стрелки, просуществовавшей на этих площадях до 2009 года.

В настоящее время в бывших производственных помещениях фабрик «Товарищество Эйнем» и «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной, 6 работает арт-кластер, в котором помимо экспозиционных площадей открыты рестораны, кинотеатры и ночные клубы для многочисленных посетителей.



Дома и достопримечательности на Берсеневской набережной





Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 14714 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar