Архитектор Жолтовский Иван Владиславович
Архитектор Иван Владиславович Жолтовский родился в городе Пинске в Белоруссии. Способности к рисованию у него проявились еще с детских лет, но из-за недостатка средств в семье, пусть и помещичьей, нанять учителя ему так и не смогли. Удовлетворить тягу к рисованию он смог, только поступив в общеобразовательную гимназию.
Закончив учебное заведение в 1887 году, причем с золотой медалью, юноша поступает в Академию художеств города Санкт-Петербурга на отделение архитектуры.
Так как от родителей помощи ждать не приходилось, Жолтовский начал подрабатывать у известных петербургских архитекторов в качестве помощника. Так, на втором курсе он попал в мастерскую зодчего Роберта Робертовича Марфельда.
Первый свой проект Иван Владиславович выполнил в 1889 году, создав эскиз многоквартирного доходного дома. Этот проект позже был реализован на средства промышленника Сипягина.
Приобретенные навыки и талант будущего архитектора Жолтовского заметили и начали предлагать ему выгодные заказы, среди которых был и дворец, принадлежавший графу Юсупова. В нем Иван Владиславович занимался отделкой домашнего театра, курительной комнаты, а также нескольких кабинетов.
Учась на последнем курсе, молодой человек поступает на работу в архитектурный отдел, действующий при Министерстве путей сообщения. Там архитектор занимается проектированием и надсмотром за строительством железнодорожных станций, промышленных объектов и общественных зданий, среди которых было и Офицерское собрание города на Неве.
В 1895 году Иван Владиславович Жолтовский участвует в конкурсе проектов памятника архитектору Константину Андреевичу Тону, где получает главную награду - первую премию. В этот же год французская королевская Академия архитектуры присуждает мастеру Золотую медаль за его памятник Христиану Ганеману - основателю гомеопатии.
В студенческие годы, в дни летних каникул, юноша путешествует по стране и зарубежью. Он побывал на Русском Севере, Германии, Италии и туманном Альбионе. Особые впечатления оставила поездка в Италию, где Иван Жолтовский испытал страсть к великой архитектуре эпохи Возрождения, занимаясь составлением проектов этих построек. Эти чувства перерастут затем в отличительную особенность составленных им проектов зданий и сооружений.
В 1897 году Иван Жолтовский, выполнив эскизы очередного доходного дома, с блеском проводит защиту своего диплома и награждается Серебряной медалью с присвоением звания «Архитектора-художника».
К этому времени молодой человек был уже женат и не найдя постоянной работы в тогдашней столице, принимает предложение стать городским архитектором в далеком Иркутске. Но этим планам, наверное к счастью, не суждено было осуществиться.
Остановившись проездом в Москве у своего знакомого скульптора Николая Андреева, Иван Владиславович, конечно же, рассказал о своем назначении. Недолго думая, Андреев обращается в попечительский совет известного Строгановского училища и рекомендует ему талантливого зодчего. Согласие было получено незамедлительно и Жолтовского принимают на работу руководителем класса архитектурного рисования. Это был важный поворот в его судьбе, который навсегда связал его с городом Москвой.
В 1901 году архитектор Жолтовский разработал свой первый, во всех смыслах, крупный проект - грандиозное здание для Скакового общества на Московском ипподроме, которое впоследствии дорабатывал вплоть до 1951 года.
Однако, наибольшая известность пришла к нему после окончания строительства городского особняка Тарасова, расположенного на Спиридоновке. Именно благодаря этому проекту Иван Владиславович был избран в 1909 году академиком архитектуры.
В первой декаде XX столетия по проектам архитектора было возведено немало зданий в Москве и Подмосковье. В этот же период он принимал участие в проектировании Музея изящных искусств вместе с Романом Клейном. В частности, им был разработан чертеж ведущей к передней колоннаде парадной лестницы.
Занимаясь архитектурной практикой, Жолтовский не прекращает преподавательскую работу в Строгановском училище, где им была создана школа-мастерская. Зодчий также занимается разработкой собственной теорией гармонии в архитектуре, в основу которой была заложена стилистика итальянских зодчих эпохи Возрождения.
После 1917 года творческая мастерская архитектора вошла в состав ВХУТЕМАСа. В этот период он преподавал таким известным в будущем архитекторам, как Илья Александрович Голосов, Николай Джемсович Колли, Константин Степанович Мельников и Сергей Егорович Чернышев.
Архитектурную практику Жолтовский был вынужден оставить после создания проекта I Сельскохозяйственной выставки вместе с художницей Александрой Александровной Экстер. Эскизы и наброски павильонов вызвали неприятие в среде архитекторов-конструктивистов, добившихся передачи проекта новым исполнителям.
После переезда в Москву советского правительства, Иван Владиславович был назначен руководителем комиссии по составлению плана перепланировки города указанием Владимира Ильича Ленина. Вместе с архитектором Щусевым он выполнил этот проект, но из-за начала в стране Гражданской войны идеи так и не были реализованы. После этого Жолтовский прекращает заниматься архитектурной практикой и полностью отдает себя преподавательской работе. Правда, в 1920 году он все же возглавил работы по восстановлению знаменитого Большого театра.
В 1923 году архитектор по совету Анатолия Васильевича Луначарского отбывает в заграничную командировку в Италию, где пробыл три года. Там он работал в библиотеках, изучал архивные документы и занимался обмером зданий, относящихся к эпохе Возрождения.
В 1926 году Иван Владиславович Жолтовский вернулся на родину и увидел, что большинство его бывших учеников стали, в большинстве своем, приверженцами конструктивизма. Вновь создав архитектурную мастерскую, зодчий начинает разъяснять, что авангард в архитектуре с успехом может сосуществовать с классикой - наследием зодчих эпохи Возрождения. Именно в этот период архитектор осуществил пристройки к зданию Госбанка на улице Неглинной, наглядно представив свою архитектурную манеру, принятую с одобрением тогдашней властью.
Таким образом, архитектор Жолтовский стал основателем нового стилистического направления в архитектуре - так называемой неоклассики.
В начале 1930-х годов Иван Владиславович руководил разработкой крупных проектов по всей территории Советского Союза, включая и знаменитые Днепрогэс и город-курорт Мацесту. Не оставалась в стороне и Москва, где были возведены великолепные дома на Моховой, Смоленской площади и на Большой Калужской улице.
В послевоенный период архитектор Жолтовский начинает работать в несколько ином направлении - крупнопанельном домостроении, разрабатывая проекты таких зданий для различных климатических зон. Кроме этого, участвовал в создании автоматизированных линий по выпуску типовых деталей вместе с инженерами-конструкторами.
Начиная с середины 1950-х годов и до конца жизни, архитектор занимался исключительно преподавательской работой в Архитектурном институте.
Не стало великого зодчего в 1959 году, на 91-м году жизни. Предали его земле на Новодевичьем кладбище. В память о нем на фасаде здания по Вознесенскому переулку, 6, где он проживал с семьей с 1926 году, установили памятную доску.
Дома и здания работы архитектора Жолтовского И.В. в Москве:
- Здание Московского ипподрома с трибунами по улице Беговая, 22
- Здание Скакового общества на Скаковой аллее, 7
- Городской особняк Тарасова по улице Спиридоновка, 30
- Строительство боковых зданий Госбанка по улице Неглинной
- Павильон «Шестигранник» («Механизация») в парке Горького (ныне занимает центр современной культуры «Гараж»)
- Здание на улице Моховая, 13
- Жилой дом на Ленинском проспекте
- Жилой дом на Смоленской площади
- Создание типового проекта для кинотеатров «Буревестник» (Коровий вал) и «Победа» (Абельмановская улица)
- Корпус МГХПУ имени Строганова на Волоколамском шоссе
- Перестройка усадьбы Маргариты Морозовой в Пречистенском переулке, 9
- Однотипные жилые дома на Проспекте Мира и в Рижском проезде
Последние добавленные на сайт статьи ... |