Почему Москву называют "третьим Римом"?

«Москва – третий Рим»! Как часто мы слышим это определение и порой произносим его. А что? Звучит вполне себе патриотично и даже великодержавно! Но как появилось это выражение в нашем словаре?

Попробуем ответить на этот вопрос. Кратко не получится, но разобраться надо.

Москва - третий Рим

Сам фразеологизм возник не на пустом месте, а зиждется на вполне себе солидной культурной и исторической основе.

По сути, определение «Третий Рим» – это религиозно-политическое понятие, к которому прибегали средневековые мировые монархии в качестве подтверждения их статуса в общемировом «табеле о рангах», как наследников великой Римской супердержавы.

В европейских странах, во времена Средневековья, было весьма популярно учение о так называемом «переходе империи». Оно пыталось привести аргументы о существовании некоего умозрительного «мирового царства», способного переносится от одной державы к другой после смены исторических эпох.

На простом языке это звучит, как желание присвоить себе лавры мирового господства, прибегая к термину «равнее равных» или к исключительности своей страны и власти среди прочих держав.

Общепризнанным было именовать Римское государство «первым царством» или «Первым Римом», а Византийскую – следующим преемником на «мировое царство» или уже «Вторым Римом». Присвоить себе статус «Третьего Рима» - идея фикс для многих государств Европы, вокруг чего возникали не только прения, но даже войны.

Отметим, что Римская империя заимела такое определение не по воле случая. Рим, называемый «вечным городом», сумел собрать вокруг себя значительные территории (к слову, практические подмял под себя все имеющиеся поблизости народы на тот момент). После возникновения христианства и вовсе стал единоличным оплотом новой веры, но уже в мировом масштабе.

Когда первая ушла в небытие, новой мировой супердержавой была провозглашена Византия со своей тогдашней столицей в Константинополе. Как и первая, она владела огромными территориями, и теперь уже ее главный город стал центром христианской веры. Так продолжалось вплоть до 1453 года, пока Византия не пала под натиском османов.

Отметим, что определение «Москва – Третий Рим» все же имеет под собой какую-никакую, но основу, т.к. меж Русью и Византийским государством преемственность все-таки прослеживается:

- именно из Византийской империи в русские земли пришло христианство;

- царские династии переплелись множеством брачных союзов меж собой;

- Москва на тот момент уже собрала под собой обширные русские земли и являлась столицей крупнейшего государства в Европе.

Первым озвучил идею называть Москву третьим Римом послушник Елеазаровской обители, что на Псковщине, старец Филофей в 1524 году. В своих письмах самодержцу Василию III, кстати, сыну Софии Палеолог, происходившей из знатного византийского императорского рода, монах уподобил Московию с «Ромейский царством» – столпа христианской веры – и в ту пору произнесший крылатую фразу:

«Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому – не бывать».

Сегодня определение «Москва – третий Рим» не имеет под собой явной религиозно-политической подоплеки, но приобрело новый смысл, как олицетворение древности и значимости Москвы, как столицы великой мировой державы.

В завершении отметим, что лавры Рима и Константинополя пытались присвоить себе многие государства, среди которых была Германия (вспомним Третий Рейх) и даже Сербское государство с Болгарией.

Источник

shellbars 253 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar