«Памятник радикулиту» или почему так необычно прозвали монумент в честь Воровского?


Причудливых городских скульптур в столице немало и памятник Вацлаву Вацлавичу Воровскому на Лубянке – один из них.

Посмотреть на карте

За его необычный вид в народе скульптуру прозвали памятником «радикулиту» и даже «пьяному хромому». Почему так?

Памятник Воровскому в Москве на Лубянке

Из истории создания памятника Воровскому в Москве


Памятник Воровскому установили в 1924-м году перед зданием Народного комиссариата по иностранным делам на Кузнецком Мосту, 21/5, где в то время и располагалось внешнеполитическое ведомство молодой Советской республики.

Вацлав Воровский служил при нем в должности полномочного представителя РСФСР и УССР в Италии.

В мае 1923-го он был направлен советским правительством в Швейцарию для участия в Лозанской конференции по подготовке мирного договора европейских стран с Турцией и решению вопроса черноморских проливов.

10 мая Воровского смертельно ранили выстрелами из револьвера в ресторане «Сесиль». Убийца – бывший белогвардейский офицер Морис Морисович Конради, которого, в конечном итоге, швейцарский суд присяжных полностью оправдал, ссылаясь на зверства большевиков во время Гражданской войны.

А что же памятник?

Его автором стал профессиональный скульптор Михаил Яковлевич Кац, закончивший санкт-петербургскую Академию художеств еще до революции.

В связи с тяжелыми финансовыми трудностями устроился бухгалтером в советскую дипмиссию в Италии. Он хорошо знал Воровского, а потому предложил свои услуги по созданию памятника, причем, денег за работу не попросил.

Скульптура Воровского представляла собой ростовую фигуру и все бы ничего, но дипломат был представлен с растопыренными пальцами рук, сутулым да еще и стоящим с чуть согнутыми коленями.

Некоторые утверждали, что Кацу пришлось работать в мастерской, где стояла высокая температура. Именно из-за последней черновая модель, создававшаяся из воска, «поплыла» и осела. Времени на переделку не оставалось из-за срочности заказа и отливку сделали, мол, «по тому, что стало».

Другие придерживались версии, что скульптор изобразил дипломата в момент его убийства, когда выпущенная из револьвера пуля уже настигла Воровского.

Но всё оказалось совсем не так.

Михаил Кац практически создал прижизненный образ Воровского, который действительно страдал радикулитом, что сказывалось и на его походке. Кроме этого, дипломат был большим спорщиком и скульптор, хорошо знавший его, попытался изобразить Вацлава Вацловича в пылу дискуссии. Отсюда и растопыренные пальцы, и необычный поворот головы.

Все памятники города Москвы

shellbars 5935 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar