В начальных планах создания московского метро «Новослободская» не должна была входить в число кольцевых станций, а сегодня на этой линии она, пожалуй, одна из самых красивых.
Здесь постоянно много людей не только из-за её востребованности, но и из-за большого количества туристов, желающих рассмотреть ее витражные панно, архитектуру и мозаику.
Фото 1. Станция метро "Новослободская" (фото с сайта lyona-l.diary.ru)
Отмечу, что витражи, украшающие колонны станции, собирали из тех же разноцветных стекол, которые применяли и при реставрации витражных окон Домского собора города Риги, которые были выбиты взрывной волной во время Великой Отечественной войны.
Фото 2. Домский собор в Риге
Фото 3. Витражи Домского кафедрального собора
Согласовать оформление станции такими витражами оказалось сложно из-за того, что части советских чиновников показалось, что панно подспудно будут напоминать людям о храмах. В годы воинствующего атеизма это был весомый аргумент.
Хотя, времена были иные, люди по заграницам свободно, как сейчас, не разъезжали, а потому большинству граждан было неведомо какие они есть эти католические соборы.
Впрочем, дух церкви здесь всё же присутствовал. Для некоторых граждан уж точно!
Так, одной из доминант в оформлении станции «Новослободская» стало огромное мозаичное панно, занимавшее торцевую стенку подземного вестибюля.
В его центральной части поместили женщину с ребенком на руках, умиротворенно взирающих на расположенный над ними … портрет Сталина. Фоном стали советская символика и ленты с лозунгами.
Фото 4. Так выглядело панно во время открытия станции
Говорят, что на предварительном эскизе женщина держала на руках трех детей, на что один из членов комиссии в шутку заметил, что ей одной стольких не прокормить. Забавно, что остальные восприняли эти слова всерьёз и рекомендовали художнику оставить лишь одного.
Перед торжественным открытием «Новослободской» решили навести лоск и собрали здесь работниц с московских фабрик, дабы помогли с уборкой.
Увидев на панно женщину, по образу напоминавшую списанную с иконы Богородицу с младенцем, некоторые побросав веники-тряпки начали креститься и отбивать земные поклоны.
После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева и развенчания «культа личности» Сталина, портрет последнего повелели убрать с мозаичного панно, после чего там и появилась надпись «Мир».
Не оставили без внимания и девушку. Нового руководителя страны возмутило, что она изображена босой. Как так? Разве в СССР нет обуви? Замечание приняли и колхозницу … обули в сандалии.
Но на этом злоключения панно не закончились. Вскоре его и вовсе скрыли от глаз пассажиров, установив перед ним перегородку, сняли которую уже после смерти Никиты Сергеевича, предварительно вновь «разув» женщину на мозаике.