История советской «иконы» на Новослободской

В начальных планах создания московского метро «Новослободская» не должна была входить в число кольцевых станций, а сегодня на этой линии она, пожалуй, одна из самых красивых.

Здесь постоянно много людей не только из-за её востребованности, но и из-за большого количества туристов, желающих рассмотреть ее витражные панно, архитектуру и мозаику.

Станция метро Новослободская и ее витражи
Фото 1. Станция метро "Новослободская" (фото с сайта lyona-l.diary.ru)

Отмечу, что витражи, украшающие колонны станции, собирали из тех же разноцветных стекол, которые применяли и при реставрации витражных окон Домского собора города Риги, которые были выбиты взрывной волной во время Великой Отечественной войны.

Домский собор в Риге
Фото 2. Домский собор в Риге

Витражи Домского кафедрального собора
Фото 3. Витражи Домского кафедрального собора

Согласовать оформление станции такими витражами оказалось сложно из-за того, что части советских чиновников показалось, что панно подспудно будут напоминать людям о храмах. В годы воинствующего атеизма это был весомый аргумент.

Хотя, времена были иные, люди по заграницам свободно, как сейчас, не разъезжали, а потому большинству граждан было неведомо какие они есть эти католические соборы.

Впрочем, дух церкви здесь всё же присутствовал. Для некоторых граждан уж точно!

Так, одной из доминант в оформлении станции «Новослободская» стало огромное мозаичное панно, занимавшее торцевую стенку подземного вестибюля.

В его центральной части поместили женщину с ребенком на руках, умиротворенно взирающих на расположенный над ними … портрет Сталина. Фоном стали советская символика и ленты с лозунгами.

Оригинальный вид панно на Новослободской
Фото 4. Так выглядело панно во время открытия станции

Говорят, что на предварительном эскизе женщина держала на руках трех детей, на что один из членов комиссии в шутку заметил, что ей одной стольких не прокормить. Забавно, что остальные восприняли эти слова всерьёз и рекомендовали художнику оставить лишь одного.

Перед торжественным открытием «Новослободской» решили навести лоск и собрали здесь работниц с московских фабрик, дабы помогли с уборкой.

Увидев на панно женщину, по образу напоминавшую списанную с иконы Богородицу с младенцем, некоторые побросав веники-тряпки начали креститься и отбивать земные поклоны.

После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева и развенчания «культа личности» Сталина, портрет последнего повелели убрать с мозаичного панно, после чего там и появилась надпись «Мир».

Не оставили без внимания и девушку. Нового руководителя страны возмутило, что она изображена босой. Как так? Разве в СССР нет обуви? Замечание приняли и колхозницу … обули в сандалии.

Но на этом злоключения панно не закончились. Вскоре его и вовсе скрыли от глаз пассажиров, установив перед ним перегородку, сняли которую уже после смерти Никиты Сергеевича, предварительно вновь «разув» женщину на мозаике.

Так выглядит мозаика на Новослободской в наши дни

shellbars 1437 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar