Манежная улица, 7 – Городская усадьба Гедеонова

 


Городская усадьба, расположенная по нынешнему адресу Манежная улица, 7 в Москве, была построена почти два века назад – в 1826 году – на средства весьма богатого и влиятельного представителя русского дворянства Александра Михайловича Гедеонова, который на протяжении четверти столетия руководил Императорскими театрами Первопрестольной и тогдашней столицы Санкт-Петербурга.

Впрочем, на его интересной биографии мы остановимся ниже.

Усадьба Гедеонова на Манежной улице в Москве

История усадьбы


Отрадно отметить, что с момента строительства усадьба Гедеонова практически не изменила своего архитектурного облика, за исключением демонтажа и нового строительства одной из построек.

Главный усадебный дом обращает на себя внимание оригинально устроенной полуциркульной ротондой, которая выходит на въездные ворота, устроенные между самим особняком и жилым флигелем.

После Гедеонова усадьба находилась в собственности важного военного и государственного деятеля Николая Николаевича Анненкова – дальнего родственника Михаила Юрьевича Лермонтова. Последний побывал здесь в гостях 18 апреля 1841 года.

В дальнейшем владение находилось в собственности российского военного ведомства. Здесь, вплоть до октябрьских событий 1917 года, размещались московская комендатура, а также штабы нескольких гвардейских формирований, дислоцированных в пределах Москвы.

В 1991-м году постановлением Госкомимущества Советского Союза и Моссовета бывшую усадьбу Гедеонова перевели на баланс музея «Московский Кремль».

Глубокая реставрация на территории владения проходила в период с 2000 по 2007 годы, после чего здесь разместились различные отделы и службы музейного комплекса.

Стоит отметить, что при проведении реставрационных работ демонтировали бывший каретный сарай в два этажа, воссоздав его в том же исторически-объемном виде. Но новодел, к сожалению, он и есть новодел!

Манежная улица, дом 7 в Москве

Страницы биографии Александра Михайловича Гедеонова


Гедеонов Александр Михайлович проходил службу при «Экспедиции кремлевских строений», занимавшейся обслуживанием и строительством всех зданий московского Кремля. Именно благодаря своему положению он и выкупил у казны эту территорию в самом центре Первопрестольной.

В 1831-м Экспедицию упразднили и организовали вместо нее «Московскую дворцовую контору», где Александр Михайлович вплоть до 1833-го состоял на должности советника.

Кроме этой должности на Гедеонова возложили и ряд прочих обязанностей. Так, в 1822-м он директорствовал в итальянской опере при Московском императорском театре, располагавшейся в особняке его родного деда Степана Федоровича Апраксина по нынешнему адресу улица Знаменка, 19.

Полагают, что это назначение было связано с тем, что Гедеонов был большим поклонником театра и даже сам не гнушался участием в спектаклях как любитель. Да и его супруга – Наталья Павловна Шишкина – была певицей-любителем с великолепнейшим сопрано.

Правда, вскоре руководство пришлось оставить из случившегося скандала, когда Александр Михайлович уж больно рьяно вмешался в личную жизнь одной из артисток. И хотя она была замужем, «схлестнуться» ему пришлось не с ее супругом, а с ее поклонником. Дело чуть не закончилось дуэлью на пистолетах.

В 1828-м году Гедеонова ввели в совет по строительству храма Христа Спасителя, в котором он занимался управлением всеми усадьбами, выкупленными государственной казной и переданных в собственность будущего прихода.

В 1833-м Александра Михайловича назначают на директорство Императорскими театрами города Санкт-Петербурга, которыми он руководил четверть века – до 1858 года. В 1842-м под его управление перешли и театры Москвы, в т.ч. Большой и Малый.

Гедеонов Александр Михайлович

И хотя его должность не подразумевала высокого положения в тогдашней дворцовой иерархии, Гедеонов сумел очень высоко поднять свой статус. Так, спустя год – в 1834-м, ему присваивают чин тайного советника.

Дальше – больше. В 1835 году его должность уже считали «в числе вторых чинов двора и носить ему придворный мундир", а с 1847-го и вовсе «в числе первых чинов двора», что подразумевало денежное вознаграждение на уровне Президента придворной конторы.

Александр Михайлович «отметился» на своем посту тем, что всячески чинил препятствия постановке оперных спектаклей Михаила Ивановича Глинки, среди которых была и опера «Жизнь за царя».

Это было странным, если учесть, что сын его двоюродного брата Николай Дмитриевич Гедеонов был супругом сестры композитора Натальи Ивановны, а родной сын Михаил и вовсе близко дружил с Михаилом Ивановичем.

В заслугу Гедеонову можно поставить создание театральной улицы в Санкт-Петербурге. Именно при нем были выкуплены владения рядом с Александринским театром, в которые переместились все театральные столичные учреждения, ранее располагавшиеся во всех концах города.

Кроме этого, Александр Михайлович не забывал и о театральных актерах.

По его ходатайству артисты с 1-м разрядом и прослужившие в театре 20 лет и более получали статус «потомственного почетного гражданина». Спустя время он сумел «выбить» пенсии вдовам и сиротам театральных артистов.

Закат карьеры Гедеонова начался после назначения на пост министра двора Владимира Федоровича Адлерберга в 1852-м году. Он всё более терял своё влияние и в 1858-м году был смещен с директорского поста, получив чин обер-гофмейстера.

Александр Михайлович Гедеонов закончил свой жизненный путь в Париже в 1867-м году и предан земле на знаменитом кладбище Пер-Лашез.

shellbars 525 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar