Леонтьевский переулок, 26 – Гостиница «Мадрид»
Фасад дома в Леонтьевском переулке, 26 в Москве – это всё, что осталось от ансамбля зданий, которые были выстроены в 1876 году под устройство здесь меблированных номеров или, попросту говоря, гостиниц. Проект был выполнен неким зодчим Н. Тальманом (информацию в интернете о нем найти не удалось).
Весь комплекс состоял из трех корпусов, в плане представляющих букву «П», фасады которых выходили, собственно, в Леонтьевский переулок, Вознесенский переулок и на Тверскую улицу, где находился главный парадный вход.
Фото с сайта wikimapia.org
В 1880-х годах комплекс из двух гостиниц «Лувр» и «Мадрид» находился в собственности Лазаря Соломоновича Полякова – преуспевающего московского банкира.
Историческая справка. На изломе XVIII и XIX столетий на месте дома располагались усадебные владения князей Шаховских. Главный особняк был обращен к Тверской улице, а позади него стояли различные служебные постройки, одна из которых, что стояла в Леонтьевском, послужила основой нынешнего строения.
Гостиницы, устроенные в комплексе, относились к различному классу обслуживания.
Более шикарная и респектабельная, что выходила на Тверскую, называлась «Лувр». Главный вход в нее был устроен в угловой части строения, в непосредственной близости от дома московских генерал-губернаторов.
В сторону же Леонтьевского «глядел» «Мадрид», в котором были устроены меблированные номера попроще – для не сильно состоятельных граждан. Напоминанием о бывшей гостинице служит монограмма с буквой «М», которую можно рассмотреть меж двух кариатид в аттике над парадным входом в здание.
В основе планировки всего ансамбля зданий – коридорная система, причем, с замысловатыми переходами.
Интересно, что «Лувр» и «Мадрид» не были строго изолированы друг от друга, а по их коридорам можно было попасть туда-обратно совершенно свободно. Главное знать, куда идти!
История домов с меблированными комнатами
Местные меблированные номера сильно глянулись артистам и театральным служителям, как московским, так и приезжавшим в Москву на гастроли или в связи с творческой необходимостью: «Лувр» - знаменитостям, «Мадрид» - прочим.
Воспоминания о местных «меблирашках» можно найти у известной писательницы, драматурга и поэтессы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, которая прожила в «Мадриде» не один год после своего переезда в Первопрестольную. Одновременно, она играла на сцене театра Корша, а также писала пьесы для различных московских театров, среди которых был и Малый драматический театр.
В соседнем «Лувре» останавливалась во время своих наездов из Петербурга в Москву известная в дореволюционной России драматическая актриса Лидия Борисовна Яворская (по мужу – Барятинская). Женщины познакомились случайно, но дружба между ними осталась на все последующие годы.
В гости к Яворской и Щепкиной-Куперник захаживали их совместные друзья, среди которых Антон Павлович Чехов, певица и актриса Лидия Стахиевна Мизинова, оперная певица Варвара Аполлоновна Эберле, прозаик и драматург Игнатий Николаевич Потапенко – редактор журнального издания «Русская мысль».
Во время расширения Тверской улицы в 1930-х годах, часть комплекса, в котором находились меблированные апартаменты гостиницы «Лувр», была демонтирована. От самого «Мадрида» к сегодняшнему дню сохранилась лишь стена главного фасада, а внутренние помещения уничтожили во время реконструкции 1990-х годов, когда здание было передано под размещение служб Правительства Москвы.
Любителям творчества Бориса Акунина будет интересно узнать, что действие его детективного романа «Весь мир театр» проходит именно в «Мадриде».