Круговое депо у Ленинградского вокзала

 

Круговое (циркульное) депо Николаевской железной дороги, которое сегодня находится неподалеку от Ленинградского вокзала – одно из старейших паровозных (локомотивных) циркульных депо в России.
 

Круговое депо в Москве
Круговое депо в Москве (фото с сайта epoha-v.ru)

Архитектура и устройство циркульного депо


Возвели депо в период с 1846 по 1851 годы. В его проектировании участвовали зодчие Константин Андреевич Тон и Рудольф Андреевич Желязевич.

Здание получило эклектические формы с превалированием элементов позднего классицизма. Своим устройством повторяло сложившуюся в мире американскую систему устройства круговых депо.

На момент окончания строительства, строение из красного кирпича и с завершением в виде зеленого металлического купола, стало доминантой прилегающей территории вместе со зданием Николаевского (Ленинградского) железнодорожного вокзала. В общий ансамбль хорошо вписалась и водонапорная башня.
 

Круговое депо у Ленинградского вокзала

 

 

Московское паровозное депо возвели вблизи береговой линии Красного пруда, что внесло значительные коррективы в типовой проект, по которому построили на железной дороге от Москвы до Санкт-Петербурга 9 «круглых зданий для хранения локомотивных машин».

Первое, что пришлось изменить – это фундамент, который значительно был поднят над землей из-за относительно крутого берега. Последнее стало причиной и отказа от пристройки к круглому депо, согласно проекта, корпуса мастерских.

Что касается водонапорной башни, то и она появилась в следствии, опять же, внесенных изменений.
 

Круговое депо на старом фото

Дело в том, что резервуары с водой для обслуживания паровозов размещали обычно над мастерскими. Но раз их вынесли на другую территорию, то и для обеспечения водой депо потребовалось отдельное строение.

И последнее, отказ от строительства корпуса мастерских позволил устроить в круглом депо не 18, а уже 20 отдельных боксов или, как их называют железнодорожники, паровозных «стойл».
 

Циркульное депо в Москве

Шло время, паровозы становились всё мощнее, а значит больше и длиннее, что потребовало увеличения площади «стойл». Но удлинять их можно было только с обратной стороны от Красного пруда, поэтому обращенные к водоёму фасады сохранили свой первозданный вид.

В 1890-м неподалеку было построено уже веерное депо (уничтожено в 2011 году) и круглое перевели в разряд вспомогательных, а в части помещений устроили ремонтные мастерские.

Последние сведения об использовании здания по прямому назначению относятся к 1914 году.
 

Веерное депо в Москве

При Советах в круглом депо размещались комнаты резерва проводников, складские помещения и ремонтные мастерские. В начале 1970-х здание передали на баланс предприятия «Макет».

В 1995-м здание перешло в собственность частных лиц, но в 2011-м его выкупили обратно Российские железные дороги. В годы правления Николая Якунина, считавшего депо не имеющим исторической ценности «новоделом», здание собирались снести.

Благодарить за сохранность кругового депо у Ленинградского вокзала мы должны Андрея Леонидовича Баталова и группу неравнодушных граждан, настоявших на проведении экспертизы, после которой здание вошло в список «выявленных объектов культурного наследия».

15 февраля 2019 года закончилась реставрация исторического объекта, после которой здесь разместился книжный клуб «Депо».


Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!


Новые статьи на сайте:


 

Интересное в блоге:


shellbars 691 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar