Круговое депо у Ленинградского вокзала

 


Круговое (циркульное) депо Николаевской железной дороги, которое сегодня находится неподалеку от Ленинградского вокзала – одно из старейших паровозных (локомотивных) циркульных депо в России.
 

Круговое депо в Москве
Круговое депо в Москве (фото с сайта epoha-v.ru)

Архитектура и устройство циркульного депо


Возвели депо в период с 1846 по 1851 годы. В его проектировании участвовали зодчие Константин Андреевич Тон и Рудольф Андреевич Желязевич.

Здание получило эклектические формы с превалированием элементов позднего классицизма. Своим устройством повторяло сложившуюся в мире американскую систему устройства круговых депо.

На момент окончания строительства, строение из красного кирпича и с завершением в виде зеленого металлического купола, стало доминантой прилегающей территории вместе со зданием Николаевского (Ленинградского) железнодорожного вокзала. В общий ансамбль хорошо вписалась и водонапорная башня.
 

Круговое депо у Ленинградского вокзала

Московское паровозное депо возвели вблизи береговой линии Красного пруда, что внесло значительные коррективы в типовой проект, по которому построили на железной дороге от Москвы до Санкт-Петербурга 9 «круглых зданий для хранения локомотивных машин».

Первое, что пришлось изменить – это фундамент, который значительно был поднят над землей из-за относительно крутого берега. Последнее стало причиной и отказа от пристройки к круглому депо, согласно проекта, корпуса мастерских.

Что касается водонапорной башни, то и она появилась в следствии, опять же, внесенных изменений.
 

Круговое депо на старом фото

Дело в том, что резервуары с водой для обслуживания паровозов размещали обычно над мастерскими. Но раз их вынесли на другую территорию, то и для обеспечения водой депо потребовалось отдельное строение.

И последнее, отказ от строительства корпуса мастерских позволил устроить в круглом депо не 18, а уже 20 отдельных боксов или, как их называют железнодорожники, паровозных «стойл».
 

Циркульное депо в Москве

Шло время, паровозы становились всё мощнее, а значит больше и длиннее, что потребовало увеличения площади «стойл». Но удлинять их можно было только с обратной стороны от Красного пруда, поэтому обращенные к водоёму фасады сохранили свой первозданный вид.

В 1890-м неподалеку было построено уже веерное депо (уничтожено в 2011 году) и круглое перевели в разряд вспомогательных, а в части помещений устроили ремонтные мастерские.

Последние сведения об использовании здания по прямому назначению относятся к 1914 году.
 

Веерное депо в Москве

При Советах в круглом депо размещались комнаты резерва проводников, складские помещения и ремонтные мастерские. В начале 1970-х здание передали на баланс предприятия «Макет».

В 1995-м здание перешло в собственность частных лиц, но в 2011-м его выкупили обратно Российские железные дороги. В годы правления Николая Якунина, считавшего депо не имеющим исторической ценности «новоделом», здание собирались снести.

Благодарить за сохранность кругового депо у Ленинградского вокзала мы должны Андрея Леонидовича Баталова и группу неравнодушных граждан, настоявших на проведении экспертизы, после которой здание вошло в список «выявленных объектов культурного наследия».

15 февраля 2019 года закончилась реставрация исторического объекта, после которой здесь разместился книжный клуб «Депо».

shellbars 1860 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar