Лебяжий переулок, 1/9, стр. 9 – Доходный дом Солодовникова

 


Дом на Кремлёвской набережной, 1/9, строение 9 в Москве, главным фасадом обращенный к Лебяжьему переулку, с архитектурной точки зрение ничем особенно не примечателен, если бы не прекрасные майоликовые панно на его аттиках.

А вот его история представляет интерес и связана с семействами «водочных королей» Поповых и крупных промышленников Солодовниковых – основателей известного театра на Большой Дмитровке, больше известного сегодня, как «Театр оперетты».

В разное время в этом доме проживали литераторы Борис Леонидович Пастернак и Александр Петрович Межиров.

Лебяжий переулок, 1 в Москве

Из истории владения


До восьмидесятых годов XVIII столетия владения в районе нынешнего Лебяжьего переулка, выходившие к Кремлевской набережной и практически к стенам Кремля, в разное время принадлежали боярскому роду Головиных и дворянам Зотовым.

Далее хозяева усадьбы достаточно часто менялись, внося определенные изменения в ее внешний облик. Так, в 1806-м году Александр Васильевич Алябьев – сенатор, действительный тайный советник и батюшка известного композитора Александра Алябьева – расширил объем главного усадебного дома, ныне существующего (Кремлевская набережная, 1/9с8) за счет мезонина и нескольких пристроек со стороны дворовой территории.

При следующих владельцах – дворянской семье Шатиловых – построили здание в 2 этажа по Лебяжьему переулку, украшал которое пилястровый портик в центральной части. Именно на его месте и появится со временем доходный дом с майоликами.

В период с 1814 по 1817 годы перед главным усадебным домом появился полукруглый парадный двор, а в 1821-м особняк украсили классическим шестиколонным портиком коринфского ордера.

Кремлевская набережная, 1/9, строение 9 в Москве

В 1868-м усадьбу выкупил Михаил Андреевич Попов – губернский секретарь, который сразу начал застраивать территорию производственными помещениями под свой водочный завод.

После кончины Михаила Андреевича предприятием ведала уже его супруга, которая переуступила его в 1878-м году семейству Протопоповых, основавших «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповых». Винно-водочное производство работало здесь вплоть до 1908 года.

В 1911-м владение перешло в собственность Петра Гавриловича Солодовникова, чей отец – Гаврила Гаврилович – был известным российским промышленником и основателем театра на Большой Дмитровке.

Новый хозяин уже спустя год начинает сотрудничество с архитектором Сергеем Михайловичем Гончаровым, который в первую очередь переобустроил бывшие складские корпуса по Лебяжьему переулку (строение 10) под размещение в них театра на 520 посадочных мест и «Электротеатра» (кинотеатра) на 280 кресел.

Тогда же рядом с ним, на месте бывшей постройки времен Шатиловых, Гончаров возводит доходный дом сначала в 3 этажа, а спустя год – в 1913-м – добавляет к нему еще один верхний уровень. В доме с квартирами по 5-6 комнат был даже устроен пассажирский лифт.

Здание, действительно, ничем особым не примечательно, если не считать прекрасные майоликовые панно на его аттиках.

По мнению доктора искусствоведения Марии Владимировны Нащокиной и ряда других специалистов, объемные детали главного центрального панно с девушкой на фоне морского сюжета создавали по моделям, созданных Михаилом Александровичем Врубелем.

Усадьба Солодовникова на Кремлевской набережной (Лебяжий переулок)

Кто же скрывается за образом девушки?

Интересно, что ее лик встречается не только на доме в Лебяжьем переулке, но и … в городе Таганроге – на бывшем особняке Шаронова, созданного зодчим Федором Осиповичем Шехтелем по эскизным рисункам Николая Константиновича Рериха и Михаила Александровича Врубеля.

Увидеть образ красавицы можно и на зеркале изразцовой печки, рядом с которой позирует на фото владелец Абрамцевского майоликового производства Савва Иванович Мамонтов. Кстати, именно на его фабрике и выполнили панно для дома в Лебяжьем переулке.

Оказывается, в усадьбе «Абрамцево» у Мамонтовых гостила балерина Бронислава Станиславовна Гузикевич. Ее красота поразила Врубеля, который и создал ее первый портрет на керамической вазе.

Интересно, что вдохновившись работой Михаила Александровича, подобную же работу с образом балерины на вазе создал и работавший тогда на Абрамцевском заводе художник Валентин Серов, правда, она уступала по изяществу творению Врубеля.

К сожалению, о Брониславе Гузикевич информации практически нет. Предполагают, что она могла служить в театральной труппе Солодовникова, семья которого дружила с Мамонтовыми и даже передала в аренду театр и синематограф в 1912 году одному из них – Сергею Саввичу, основавшему «Мамонтовский театр миниатюр».

Авторство остальных четырех майоликовых керамических панно, на которых изображены батальные сцены, драконы с грифонами и объемный текст цитат из произведения «Боривой» Алексея Константиновича Толстого под ними, даже приблизительно не установлено.

Майоликовые панно на правых аттиках

Майоликовые панно на левых аттиках дома

Помимо архитектурной, интерес представляет и «литературная» часть истории дома в Лебяжьем переулке.

Так, здесь ни единожды снимал жильё Борис Леонидович Пастернак – сначала осенью 1913 года, а затем и при возвращении в Первопрестольную весной 1917-го. В последний раз он жил в угловой комнатке квартиры №7, из окна которой открывался вид на кремлевские стены и Софийскую набережную.

Другой знаменитый жилец – поэт и переводчик Александр Петрович Межиров, который и родился в этих стенах – тогда в Лебяжьем переулке, дом 1 – в 1923-м году. В 1968-м он опубликовал сборник стихов с обобщающим названием «Лебяжий переулок».

К 1938-му году было завершено строительство Большого Каменного моста, который разместился на месте, где некогда стоял двор дворян Зотовых. Бывшее обширное владение на Кремлевской набережной «ужалось» почти на треть, но главный дом и дом в Лебяжьем чудом сохранились.

Правда, уже в наше время разрабатывают планы устройства дополнительного съезда с Боровицкой площади к Москве-реке и в результате этого оба памятника архитектуры могут навсегда исчезнуть с карты города.

Говорят, что во время ремонта одной из квартир, в стене нашли заложенные кирпичом несколько толстенных гроссбухов. Вместо различных бухгалтерских операций там были записаны … номера и марки авто с указанием времени въезда-выезда с территории Кремля, из Боровицких ворот.

Дополнительная информация:




shellbars 122 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar