Лебяжий переулок, 1/9, стр. 9 – Доходный дом Солодовникова
Дом на Кремлёвской набережной, 1/9, строение 9 в Москве, главным фасадом обращенный к Лебяжьему переулку, с архитектурной точки зрение ничем особенно не примечателен, если бы не прекрасные майоликовые панно на его аттиках.
А вот его история представляет интерес и связана с семействами «водочных королей» Поповых и крупных промышленников Солодовниковых – основателей известного театра на Большой Дмитровке, больше известного сегодня, как «Театр оперетты».
В разное время в этом доме проживали литераторы Борис Леонидович Пастернак и Александр Петрович Межиров.
Из истории владения
До восьмидесятых годов XVIII столетия владения в районе нынешнего Лебяжьего переулка, выходившие к Кремлевской набережной и практически к стенам Кремля, в разное время принадлежали боярскому роду Головиных и дворянам Зотовым.
Далее хозяева усадьбы достаточно часто менялись, внося определенные изменения в ее внешний облик. Так, в 1806-м году Александр Васильевич Алябьев – сенатор, действительный тайный советник и батюшка известного композитора Александра Алябьева – расширил объем главного усадебного дома, ныне существующего (Кремлевская набережная, 1/9с8) за счет мезонина и нескольких пристроек со стороны дворовой территории.
При следующих владельцах – дворянской семье Шатиловых – построили здание в 2 этажа по Лебяжьему переулку, украшал которое пилястровый портик в центральной части. Именно на его месте и появится со временем доходный дом с майоликами.
В период с 1814 по 1817 годы перед главным усадебным домом появился полукруглый парадный двор, а в 1821-м особняк украсили классическим шестиколонным портиком коринфского ордера.
В 1868-м усадьбу выкупил Михаил Андреевич Попов – губернский секретарь, который сразу начал застраивать территорию производственными помещениями под свой водочный завод.
После кончины Михаила Андреевича предприятием ведала уже его супруга, которая переуступила его в 1878-м году семейству Протопоповых, основавших «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповых». Винно-водочное производство работало здесь вплоть до 1908 года.
В 1911-м владение перешло в собственность Петра Гавриловича Солодовникова, чей отец – Гаврила Гаврилович – был известным российским промышленником и основателем театра на Большой Дмитровке.
Новый хозяин уже спустя год начинает сотрудничество с архитектором Сергеем Михайловичем Гончаровым, который в первую очередь переобустроил бывшие складские корпуса по Лебяжьему переулку (строение 10) под размещение в них театра на 520 посадочных мест и «Электротеатра» (кинотеатра) на 280 кресел.
Тогда же рядом с ним, на месте бывшей постройки времен Шатиловых, Гончаров возводит доходный дом сначала в 3 этажа, а спустя год – в 1913-м – добавляет к нему еще один верхний уровень. В доме с квартирами по 5-6 комнат был даже устроен пассажирский лифт.
Здание, действительно, ничем особым не примечательно, если не считать прекрасные майоликовые панно на его аттиках.
По мнению доктора искусствоведения Марии Владимировны Нащокиной и ряда других специалистов, объемные детали главного центрального панно с девушкой на фоне морского сюжета создавали по моделям, созданных Михаилом Александровичем Врубелем.
Кто же скрывается за образом девушки?
Интересно, что ее лик встречается не только на доме в Лебяжьем переулке, но и … в городе Таганроге – на бывшем особняке Шаронова, созданного зодчим Федором Осиповичем Шехтелем по эскизным рисункам Николая Константиновича Рериха и Михаила Александровича Врубеля.
Увидеть образ красавицы можно и на зеркале изразцовой печки, рядом с которой позирует на фото владелец Абрамцевского майоликового производства Савва Иванович Мамонтов. Кстати, именно на его фабрике и выполнили панно для дома в Лебяжьем переулке.
Оказывается, в усадьбе «Абрамцево» у Мамонтовых гостила балерина Бронислава Станиславовна Гузикевич. Ее красота поразила Врубеля, который и создал ее первый портрет на керамической вазе.
Интересно, что вдохновившись работой Михаила Александровича, подобную же работу с образом балерины на вазе создал и работавший тогда на Абрамцевском заводе художник Валентин Серов, правда, она уступала по изяществу творению Врубеля.
К сожалению, о Брониславе Гузикевич информации практически нет. Предполагают, что она могла служить в театральной труппе Солодовникова, семья которого дружила с Мамонтовыми и даже передала в аренду театр и синематограф в 1912 году одному из них – Сергею Саввичу, основавшему «Мамонтовский театр миниатюр».
Авторство остальных четырех майоликовых керамических панно, на которых изображены батальные сцены, драконы с грифонами и объемный текст цитат из произведения «Боривой» Алексея Константиновича Толстого под ними, даже приблизительно не установлено.
Помимо архитектурной, интерес представляет и «литературная» часть истории дома в Лебяжьем переулке.
Так, здесь ни единожды снимал жильё Борис Леонидович Пастернак – сначала осенью 1913 года, а затем и при возвращении в Первопрестольную весной 1917-го. В последний раз он жил в угловой комнатке квартиры №7, из окна которой открывался вид на кремлевские стены и Софийскую набережную.
Другой знаменитый жилец – поэт и переводчик Александр Петрович Межиров, который и родился в этих стенах – тогда в Лебяжьем переулке, дом 1 – в 1923-м году. В 1968-м он опубликовал сборник стихов с обобщающим названием «Лебяжий переулок».
К 1938-му году было завершено строительство Большого Каменного моста, который разместился на месте, где некогда стоял двор дворян Зотовых. Бывшее обширное владение на Кремлевской набережной «ужалось» почти на треть, но главный дом и дом в Лебяжьем чудом сохранились.
Правда, уже в наше время разрабатывают планы устройства дополнительного съезда с Боровицкой площади к Москве-реке и в результате этого оба памятника архитектуры могут навсегда исчезнуть с карты города.
Говорят, что во время ремонта одной из квартир, в стене нашли заложенные кирпичом несколько толстенных гроссбухов. Вместо различных бухгалтерских операций там были записаны … номера и марки авто с указанием времени въезда-выезда с территории Кремля, из Боровицких ворот.
Дополнительная информация: