Дангауэровка. История соцгородка в стиле конструктивизм

 


Дангауэровка сегодня – это микрорайон на юго-востоке Москвы в Лефортово у метро «Авиамоторная», который застраивался в период с 1928 по 1934 годы как соцгородок для рабочих завода «Компрессор».

Свое название получил от Дангуэровской слободы – местности, где проживали рабочие завода предпринимателей Дангауэра и Кайзера.

Поселок и окрестности вошли в состав города лишь в 1917 году.

Дангауэровка в Москве: начало истории

Социальный городок в стиле конструктивизм у пересечения нынешних Авиамоторной улицы и Шоссе Энтузиастов проектировали известные в СССР архитекторы-конструктивисты Михаил Иванович Мотылев, (Р. А. П.?) Вегнер, Борис Николаевич Блохин, Евгений Васильевич Шервинский, Николай Александрович Молоков, Иван Андреевич Звездин, Даниил Федорович Фридман.

Сегодня в Дангауэровке 12 из сохранившихся конструктивистских зданий включены в список «выявленных объектов культурного наследия Москвы»:

  • жилые дома №49/1 (1928, арх. Звездин и Шервинским), №22/12 (1934, арх. Молоков), №28 и №26/5 (школа, 1931, арх. Фридман) по улице Авиамоторная;
  • жилые дома №18 и №20(а,б,в) по Шоссе Энтузиастов;
  • жилые дома №№ 1 и 2 (1929, арх. Мотылёв, для проживания американских инженеров) на 3-й Кабельной улице;
  • жилые дома №№ 3 и 5 по улице Пруд-Ключики.

История появления Дангауэровской слободы


Дангауэровская слобода в этом месте Москвы появилась в 1869 году после того, как предприниматели из Германии Генрих-Карл Дангауэр и Христиан-Вильгельм Кайзер приобрели территорию под открытие котельно-литейного производства «Товарищество Дангауэра и Кайзера». После Октябрьской революции завод получил новое название «Котлоаппарат», а уже с 1931-го нынешнее – «Компрессор».

В XIX столетии Дангауэровка являла собой весьма неблагоустроенное место, где стояли простенькие строения. Говорить о нормальном водоснабжении, мостовых и уличном освещении даже не приходилось.

Ко всему прочему, рядом с этим районом проходил знаменитый Владимирский тракт или «кандальная Владимирка», по которой арестанты направлялись из Первопрестольной в далекую Сибирь.

Часть этой дороги у рабочего поселка Дангауэровка была переименована благодаря Анатолию Васильевичу Луначарскому (первому Наркому образования Советской России) в шоссе Энтузиастов.

К 1916 году производство котлов и паровых машин значительно выросло и на заводе Дангауэра и Кайзера трудилось уже более 600 человек.

Помимо них и членов их семей, в слободе, в небольших одноэтажных домиках барачного типа, стали проживать и работники близлежащих заводов «Гужон» (ныне – «Серп и молот») и «Товарищества для эксплуатации электричества «М. М. Подобедов и Ко» (ныне – «Москабель»).

К преобразованию рабочего поселка приступили лишь к концу 1920-х.

Создание соцгородка «Дангауэровка»


Жилищный фонд Дангуэровки сильно обветшал и в 1920-х годах власти города принимают решение о строительстве здесь благоустроенного жилого микрорайона и уже к 1928-му году «Мосстроем» был разработан проект нового рабочего поселка или «соцгородка» для проживания 45 тысяч человек. Общая площадь застройки составила почти полсотни гектаров.

Проектирование было выполнено в модной тогда архитектурной стилистике авангард и подразумевало оригинальное угловое спряжение типовых секций запроектированных жилых зданий. Руководителем проекта стал главный архитектор Сокольнического стройбюро Михаил Иванович Мотылёв.

Главной улицей Дангауэровки стала 1-я Синичкина улица (ныне – Авиамоторная). Среди первых зданий, возведенных на ней, стала пятиэтажка под №49, в плане представлявшая собой букву «П» (арх. Шервин и Звездин).

Улица Авиамоторная, 49 в Москве
Фото 1. Ул. Авиамоторная, д.49

Из планировавшихся к строительству еще четырех П-образных в плане домов в стиле конструктивизм на Авиамоторной улице, возвели в период с 1930 по 1934 годы лишь два – «Парижская коммуна» (№22) и расположенный напротив, в глубине двора, «Дом ударников» для рабочих завода «Компрессор». Проект выполнил архитектор Молоков.

Улица Авиамоторная, 22/12 в Москве
Фото 2. Ул. Авиамоторная, д.22

Особый интерес представляет первый из них, который состоит из двух примыкающих друг к другу корпусов.

В месте их сочленения спроектировали срезанную под 45 градусов угловую часть с устроенными на ней треугольными балкончиками. Последние понизу декорированы карнизами с повторяющимися тягами, под которыми разместили отверстия в форме квадрата для стока воды, что ассоциирует их с классицистическими карнизами с «сухариками».

Еще одна отличительная особенность дома – лоджии с цилиндрическими колоннами.

Рабочий клуб «Пролетарий», со временем переименованный в «ДК завода «Компрессор» возвели в период с 1927 по 1929 годы по проекту Владимира Владимирского.

Оригинальное по конструкции здание было составлено из двух объемов: башенный корпус с ленточными вертикальными оконными проемами и балконами, и большой зал на 850 посадочных мест. Интересно, что в последнем была предусмотрена трансформируемая за сценой стена, которую предполагали убирать в теплый период года и использовать сценическую площадку уже как летнюю эстраду.

Декорирование внутренних помещений проводили участники «Ассоциации художников революционной России», среди которых были Яков Исаакович Цирельсон, Лев Пейсахович Вязьменский, Тарас Гурьевич Гапоненко, Давид Викторович Мирлас и Федор Иванович Невежин.

ДК завода "Компрессор" на старом фото
Фото 3. Бывший Дом культуры завода "Компрессор"

Два рядом стоящих S-образных в плане дома по Авиамоторной улице, 28 и З-й Кабельной, 2 в Дангауэровке возвели в 1929 году.

Идентичные строения имели по 13 подъездов и состояли и из пяти разновысотных – 5-7 этажных – корпусов. Спроектировали их в стиле «советского ар-деко».

Во время строительства на внутренней территории установили памятник Владимиру Ильичу Ленину, который стоит здесь и сегодня.

Памятник Ленину в Дангауэровке
Фото 4. Памятник В.И. Ленину в Дангауэровке

Эти жилые здания изначально строили под заселение специалистов из США, прибывших в Москву делиться опытом ускоренного жилищного строительства, а также для модернизации производства на «Рускабеле». Именно поэтому эти дома называли «американскими». После отъезда иностранцев из страны, квартиры отдали заводским рабочим.

Часть спроектированных для района жилых зданий так и не возвели, а вместо них здесь появились общеобразовательная школа (Авиамоторная, 26, арх. Фридман), детсад (не сохранился) и школа НКВД (3-я Кабельная, 1, стр.1, арх. Звездин), в которой после Отечественной войны находилась Школа конной милиции.

Общеобразовательная школа на Авиамоторной, 26/5
Фото 5. Бывшая школа на Авиамоторной, 26/5

Школа НКВД в Дангауэровке
Фото 6. Бывшая школа НКВД на 3-й Кабельной, 1

Через дорогу от Авиамоторной также стоят дома того же периода застройки, которые занимают ассиметричную территорию, ограниченную проходящей рядом железной дорогой. Обычные строения, лишенные декора, приковывают взгляд лишь повышенными угловыми частями с размещенными на них балконами.

Только жилой дом на улице Пруд Ключики, 5 спроектировали несколько иначе, разместив в одном из углов строения две башни.

Пруд Ключики, 3 в Москве

Пруд Ключики, 5 в Москве

Квартиры в доме по ул. Пруд Ключики, д.3 с повышенным арочным проездом и балкончиками с наглухо закрытыми парапетами, какое-то время также занимали американские инженеры.

Этот дом можно увидеть в кинофильме «Мне двадцать лет» кинорежиссера Марлена Хуциева (советскому зрителю картина больше известна, как «Застава Ильича»). Именно здесь «проживал» главный герой – Сергей Журавлёв (актер Валентин Васильевич Попов).

В первом жилом квартале района Дангауэровки возвели шесть корпусов, протянувшихся с севера на юг (осталось 5), и несколько односекционных домов, отгораживающих дворовую территорию от проходящего рядом шоссе Энтузиастов.

Кроме этого здесь появились и два Г-образных строения с башнями, прикрывающих квартальный выезд в южной части.

В 1931 году, в рамках комплексной застройки района, возвели здание школы на Авиамоторной, 26, а к 1932 году открыли неподалеку от соцгородка и Дангауэровские бани.

Дангауэровские бани в Москве
Фото 9. Дангауэровские бани на старой фотографии

В 1934-м на Авиамоторной, 34 появился гараж Госплана, который проектировали Константин Степанович Мельников и Владимир Иванович Курочкин. Доминантой главной фасадной плоскости строения стал внушительный по размерам круглый оконный проем, а само 4-этажное здание декорировали вертикальными каннелюрами.

Гараж Госплана на Авиамоторной, 34 в Москве
Фото 10. Бывший гараж Госплана СССР

К сожалению, полностью осуществить задуманное в соцгородке Дангауэровка не получилось. С его реализацией в этом районе Москвы мог появиться самый внушительный жилой столичный комплекс того времени, причем с развитой инфраструктурой.

В 50-70-е годы XX столетия рабочий поселок начали застраивать панельными домами, что внесло диссонанс в первоначальный архитектурный проект, создававшийся в стиле конструктивизма. Былая «строчная застройка» (фасады обращены к проезжей части), благодаря которой обеспечивалась хорошая инсоляция и вентиляция дворов, была нарушена.

К тому же, возводили дома из качественного кирпича с последующим оштукатуриванием фасадов. Со временем, с тыльной стороне 5-7-этажек были пристроены лифтовые шахты, что повысило их благоустроенность.

Дангауэровка в наши дни

Да, в наше время квартиры в жилом квартале Дангауэровка уже не соответствуют нынешним требованиям к качественному жилью и требуют конструктивистских решений, но защитники памятников архитектуры предлагают, в крайнем случае, разместить здесь художественные мастерские или другие объекты, не требующие развитой коммунальной инфраструктуры.

Памятник зодчества 1930-х годов, в котором применялся новый архитектурный стиль, должны увидеть и наши потомки.

Познавательные статьи о Москве

shellbars 11842 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar