Типография Рябушинского "Утро России" – Большой Путинковский переулок, 5
Нынешнее здание по адресу Большой Путинковский переулок, 5 в Москве возвели в модерновой стилистике в период с 1907 по 1908 годы.
Проект выполнил зодчий Франц Шехтель по заказу Павла Павловича Рябушинского.
Здесь разместились типография и редакционный коллектив газетного издания «Утро России», принадлежавшие последнему.
Стоит отметить, что вплоть до 1913 года Павел Павлович самолично руководил издательским бизнесом и на свои деньги, а спустя время создал «Товарищество типографии П.П. Рябушинского», в котором состояли уже и члены его семьи. Правда, у него, как сегодня говорят, остался контрольный пакет – 95% акций.
П.П. Рябушинский первым из семи родных братьев «окунулся» в политику. Случилось это в самом начале прошлого столетия – в 1900-м году.
Газета «Утро России» стала главным печатным органом партии «октябристов» и фракционной ячейки «прогрессистов» в III Государственной Думе. Со временем, к Павлу Павловичу примкнул его младший брат Владимир Павлович, полностью разделявший взгляды старшего и оказывавший ему огромную помощь.
Что касается здания, то его объем скомпонован просто и рачительно.
Симметричность композиционного решения фасадов полностью удовлетворяла функциональной направленности строения. Здесь трудно было найти что-либо лишнее.
Центральная часть фасадной плоскости, вынесенная чуть вперед к красной линии переулка, оформили двумя внушительными, в три уровня, оконными проемами с мелким рисунком переплетов, что придавало особую ритмичность фасадам. Последние декорировали керамической плиткой светловатого тона.
В глаза бросались и элегантно выполненные линии абрисов оконных проемов, а также входной и проездной арок.
Удлиненный аттиковый этаж занимала информационная вывеска заведения.
В 1918 году, когда у власти в стране находились большевики, был принят план монументальной пропаганды, разработанный под руководством Владимира Ильича Ленина. Следуя его требованиям и пожеланиям, на фасады типографии Рябушинского установили несколько барельефов, из которых лишь один сохранился до настоящего времени. На нем – заводские трубы и работник, толкающий перед собой колесо. Под барельефом надпись: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».
В 1930-х в аттиковом этаже вырезали оконные проемы и надстроили его, что, несомненно, внесло диссонанс в изначальные формы и пропорциональные размеры всего строения.
Уже в новой России, в начале бесшабашных 1990-х годов, в бывшей типографии разместили казино.
В начале нашего столетия приступили к реконструкции строения и попытались вернуть первоначальный вид его фасадам: демонтировали надстройку над корпусом редакции, заложили оконные проемы аттика, на котором был восстановлен логотип.
К сожалению, при проведении этих работ внесли изменение в архитектурную составляющую парадного подъезда.