Большая Дмитровка, 24 – Здание РААСН (в основе особняк Леве)
Трудно поверить, что до Октябрьской революции 1917 года это мрачноватое строение по улице Большая Дмитровка, 24 имело совсем иной, роскошный вид особняка, и находилось в собственности виноторговца О.П. Леве. Архитектурный проект создал московский зодчий Павел Петрович Зыков в 1885 году.
Особняк в два этажа с подвальным помещением стоял в глубине владения. Доминантой планировки строения служил центральный холл, по окружности которого располагались входные двери в парадные и жилые помещения. Такая центричность была в те времена новинкой в планировке домов, но впоследствии широко применялась в объемно-пространственном проектировании зданий в стиле модерн.
Отметим, что декоративное оформление фасадных плоскостей с использованием элементов неоренессанса, а также богатое лепное украшение внутренних помещений, было типично уже для эклектического стиля.
Из истории строения
Во время октябрьский событий 1917-го года особняк Леве захватили анархисты и на протяжении нескольких месяцев находились здесь, пока не были вытеснены из этих стен сотрудниками ЧК.
В 1922-м по постановлению Советского правительства в доме открыли Первый пролетарский музей. Основу экспозиции составляли экспроприированные у богатых людей предметы быта и культуры, но это никоем образом не было систематизировано и представляло собой хаотичное собрание.
Так, в одном из зальных помещений размещались полотна зарубежных живописцев, среди которых были работы Перуджино, Рослина и Ротари, а также изделия из фарфора, созданные на фабриках в России, Германии, Франции, Англии, Дании и других европейских странах.
В другом зале был представлен фарфор уже из азиатских стран – Японии и Китая, вперемешку с персидскими и среднеазиатскими коврами, холодным оружием, изделиями из слоновой кости и прочими экзотическими штучками.
Экспонатам, созданных русскими мастерами и художниками, отвели второй уровень особняка Леве на Большой Дмитровке.
Здесь можно было увидеть работы Шишкина, Рокотова, Сурикова, Тропинина, Маковского, а также древние иконы.
Интересно, что в Пролетарском музее действительно пролетарским экспонатом являлась скульптурная композиция Степана Разина, выполненная С. Коненковым. Весьма интригующая история приключилась с ней и с ее появлением в этих стенах.
Так, 2 мая 1919 года «Вечерние известия» опубликовали следующую статью:
«На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина — Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин АхметИваныч. Остальные фигуры, по сообщению скульптора, будут выставлены к 6 июля (дню казни Разина)».
Правда, спустя пару дней композицию демонтировали и скульптуры отправили в фондохранилище 1-го Пролетарского музея. Причины неизвестны, но официально было заявлено о несоответствии этого нового памятника архитектурной и исторической застройке на Красной площади.
Скульптура Разина ненадолго задержалась и здесь (вскоре ее переместили уже в Музей Революции, да и сам Пролетарский музей передали в ведение Института Владимира Ильича Ленина при ЦК ВКП (б), где разместилась посвященная вождю мирового пролетариата экспозиция. Вот как описывалась она в источниках того времени:
«Музей при Институте Ленина ставит себе целью осветить наиболее важные моменты участия Ленина в русском и мировом революционном движении. Музей имеет 12 зал, где собраны фотографии, письма, сочинения, вещи, связанные с жизнью и деятельностью Владимира Ильича».
Известный писатель Джон Стенбейк, побывавший в Советском Союзе, так описал свои впечатления от увиденного:
«Мне кажется, что в мире не найдется более задокументированной жизни. Ленин, по всей вероятности, ничего не выбрасывал. В залах и застекленных витринах можно видеть его записки, дневники, манифесты, памфлеты; его карандаши и ручки, его галстуки, одежда — все здесь».
Надстройка и реконструкция бывшего особняка была проведена в период с 1933 по 1937 годы, а затем и в 1980-х, после чего он получил нынешние формы, а во владении появились дополнительные мрачноватые на вид административные строения.
Что касается дома Леве, то его былое великолепие в виде богатой лепнины внутренних интерьеров все еще можно рассмотреть на втором уровне и войдя в один из подъездов, находящийся со стороны правого торца здания.
В наши дни бывший особняк Леве по ул. Большая Дмитровка, д. 24 занимает «Российская академия архитектуры и строительства» (РААСН), а также «Центр современной архитектуры», а непосредственно это домовладение включено в список «выявленных объектов культуры».