Сентябрь 1812 года стал одной из самых трагических страниц в истории Москвы и Российской империи в целом, когда под натиском войск Наполеона пришлось оставить Первопрестольную.
О великом пожаре, который случился в то время, я уже писал в своей статье «Так кто же сжёг Москву в 1812 году?».
Одним из виновников этого называли тогдашнего генерал-губернатора Москвы Федора Васильевича Ростопчина. Может это правда, может нет, обсуждать не буду, но именно граф предложил Александру I, а затем и Кутузову использовать для защиты города … боевые аэростаты и всячески содействовал осуществлению этого проекта.
За основу был взят проект летучего корабля изобретателя из Германии Франца Леппиха.
Фото 1. Аэростат Франца Леппиха (проект)
Он появился на свет в 1775-м году в Нижней Франконии, что в германской Баварии, в семье крестьян. С юношеских лет заинтересовался механикой и начал разрабатывать, прямо-таки, фантастические проекты.
Не имея денег, Леппих метался по всей Европе в поисках спонсоров, пожелавших бы дать денег на воплощение в жизнь его идей.
Так, с проектом боевого летучего корабля он вышел даже на Наполеона, но французского императора сие не заинтересовало. Он и так в то время громил своих врагов во всех сражениях.
Прошло несколько лет, когда изобретатель-самоучка обратился с этой идеей уже к русским представителям, находившимся в Германии. Случилось это накануне войны 1812 года.
Леппиха срочно перевезли в Россию под охраной тайных агентов, которые сумели перехитрить наполеоновских коллег, узнавших о бегстве изобретателя и посланных вслед для его поимки или уничтожения.
Финансирование проекта боевого дирижабля одобрил лично император Александр I.
Курировать его строительство поручили московскому генерал-губернатору Ростопчину, который предоставил для этих целей подмосковную тогда усадьбу в Воронцове (сегодня – Воронцовский парк).
Работы велись под грифом «секретно», но ушлые горожане прознали про место строительства и всячески пытались заглянуть за высоченную ограду.
Тогда, для дезинформации, власти запустили слухи: по одним – что здесь идет постройка нового землеройного механизма, а по другим – «утку» о сооружении … подводного корабля.
Время шло, враг уже шёл по русской земле, но аэростаты в войска так и не поступили. Кутузов даже накануне Бородинского сражения спрашивал Ростопчина: «Когда же?», но вразумительного ответа так и не получил …
Фото 2. Так представляли боевое применение аэростатов Леппиха
Что сказать? Денег, конечно же, вбухали немерено, задействовали лучших специалистов, но в итоге идею Леппиха реализовать так и не удалось.
Нет, «летучий корабль» построили, но поднять его в воздух так и не удалось. Пришлось выходить из положения только сообщениями о том, что аэростаты вот-вот поступят в войска, тем самым надеясь поднять боевой дух солдат. К этой пропаганде пришлось привлечь даже российского императора, который сделал по этому поводу несколько заявлений.
В конечном итоге, от Бородина русские войска начали отступать к Москве. Немецкий изобретатель собрал свои чертежи, после чего был эвакуирован в Ораниенбаум, что под Санкт-Петербургом. Там он попытался достроить своё детище, но опять ничего не вышло, и он был вынужден бесславно покинуть Россию.
Более о нем ничего не слышали. Говорили, что о неудачном проекте сообщили Наполеону, над чем он от души посмеялся.
Как бы там ни было, но русские солдаты победили врага и без этого диковинного дирижабля, проявив героизм и волю к победе.