Хлебный переулок, 28 – Дом Верстовского
Дом в Хлебном переулке, 28, где два года прожил известный театральный деятель и композитор середины XIX столетия Алексей Николаевича Верстовский, возвели в 1815 году.
Тогда это был «обычный» особняк, построенный в послепожарной Москве, как и множество других, «по образцу и подобию», составленному Комиссией по восстановлению Первопрестольной столицы. Главный фасад по проекту обязательно включал в себя портик с колоннами, а стены должна была украшать лепнина в ампирной стилистике.
Из истории жизни Верстовских
Хозяин владения – Алексей Николаевич Верстовский – был талантливым композитором, писавшим свои произведения для музыкальных театров в стиле романтической оперы.
Наиболее известна его историко-бытовая опера «Аскольдова могила», которая была написана по мотивам одноименного романа Михаила Николаевича Загоскина. Последний, кстати, написал и либретто к этому произведению.
Прибыл Верстовский в Первопрестольную в 1823-м году по приглашению князя Дмитрия Владимировича Голицына – тогдашнего московского генерал-губернатора. Был принят на службу в театральную контору Императорских театров, где и прослужил около 35 лет.
Алексей Николаевич фактически руководил оперно-драматической труппой двух значимых театров – Большого и Малого, отвечая и за репертуарную, и за хозяйственную их части.
Это не мешало ему и творить. За всю жизнь им было написано 6 опер, около 30 водевилей (оперных и комедийных), музыка к 8 драматическим спектаклям, романсы и другие произведения.
Такое долголетие и активную деятельность на театральном поприще оценили современники, которые назвали этот период в истории театров «Эпохой Верстовского».
В 1828-м Алексей Михайлович знакомится с Надеждой Васильевной Репиной – великой театральной актрисой и певицей (сопрано). Она была великолепна во всех амплуа – от оперы до водевилей – благодаря своему уникальнейшему голосу. К этому добавлялся и ее актерско-драматический талант.
Каждый выход Надежды Васильевны являлся событием в театральной жизни Москвы. Поклонники просто обожали ее … Но, выйдя замуж за Верстовского, Репина оставляет сцену. И это в 32 года! На пике славы!
После женитьбы супруги поселились в доме в Большом Афанасьевском переулке, 16, где и проживали до того момента, пока не приобрели особняк в Хлебном переулке в 1860-м году.
В этом доме, спустя 2 года, ушел из жизни сначала Алексей Михайлович, а спустя еще 5 лет и Надежда Васильевна.
Новая жизнь и перестройка особняка
В 1887 году владение выкупили новые собственники и значительно перестроили особняк. К работам был привлечен зодчий Иван Николаевич Елагин.
В доме демонтировали антресоли, у торцевой стены по правую руку возвели пристройку из камня со световым фонарем для освещения внутреннего пространства. У левой торцевой стены также построили дополнительный объем, в котором устроили еще один вход в здание.
В первые годы XX столетия прошла очередная реконструкция особняка по проекту архитекторов Адольфа Ноевича Зелигсона и Виктора Александровича Мазырина. Тогда на месте портика появился эркер с большими оконными проемами, над которыми установили фронтон в виде полукруга, украсив его картушем с фамильным гербом нового хозяина.
В нижней части эркера тогда же появился маскарон с головой льва, а ограждение заменили на чугунную решетку.
История особняка с 1935 по 1941 годы связана с располагавшимся здесь тогда германским военным атташатом, руководил которым генерал-майор Эрнст-Август Кёстринг. За пару месяцев до нападения Германии на СССР НКВД сумело установить в доме подслушивающие устройства.
В 1944-м владение №28 по Хлебному переулку было передано под размещение посольства Исландии, которое и находится в этих стенах по настоящее время.
Последние реставрационные работы провели в бывшем доме Верстовского в 2011-2013 годах.