Павелецкий вокзал Москвы – история возникновения


Изначально Павелецкий вокзал в Москве и примыкавшая к нему ветка предназначались для нужд Общества Рязано-Уральской железной дороги.

Эта компания была самой крупной частной транспортной компанией в России, а протяженность принадлежащих ей железных дорог к 1900 году составляла 3484 версты.

Фото Павелецкого вокзала
Фото 1. Павелецкий вокзал на старой фотографии

Небольшой участок дороги от Москвы до станции Павелец Рязанской области (237 верст) должен был связать столицу с основной железнодорожной трассой Общества. Важность этого направления трудно переоценить, т.к. оно открывало новые возможности для доставки в Москву «хлебных избытков» и другой продукции с южных окраин Российской империи.

К вопросу разрешения строительства были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Александрович (дядя царя Николая Второго), Глава Кабинета Министров С.Ю. Витте. Именно благодаря им, в мае 1897 года было озвучено благословение к началу работ от Николая Второго.

История строительства здания вокзала


Павелецкий вокзал Москвы возводили по проекту известного архитектора А. Красовского под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Годом завершения строительства стал 1900 год, 1 сентября.

Здание вокзала построено в присущем тому времени стиле: симметричность строения по отношению к повышенной центральной части, устройство высоких окон, создание удобных подъездов.

Павелецкий вокзал в Москве
Фото 2. Обновленное здание Павелецкого вокзала в городе Москве

Вокзал был обустроен всеми функциональными помещениями для таких сооружений: множественные входы, багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, залы для публики, телеграф, буфет. Пассажирские залы делили на зоны, разделяя первый и второй класс обслуживания от третьего.

Фундамент Павелецкого вокзала выстроен из бута, а сами стены возводились из кирпича. Общая этажность устроена в два уровня. Третий уровень присутствовал в центральной купольной части сооружения и в мансардах боковых частей вокзала.

Общая длина вокзального здания составляла почти 84 метра с толщиною наружных стен в 2 с половиной кирпича. Внешнее оформление стен было выполнено специальным кирпичом, а цоколь отделали тесаным камнем.

С тыльной стороны вокзала располагались выходы на перроны, помещения для персонала и жандармов. С той же стороны был устроен вход в царские парадные залы.

Реконструкция Павелецкого вокзала


В начале 80-х годов двадцатого столетия возникла необходимость реконструкции вокзала. Требования к проекту выдвигались достаточно жёсткие. Требовалось, с одной стороны, создать необходимые удобства для пассажиров, а с другой стороны – сохранить силуэт здания и облик площади, привычный жителям Москвы и гостям города.

Реконструкцию поручили тресту «Мострансстрой». Авторами проекта стали архитекторы А. Воронцов, А. Гурков и С. Кузнецов.

Обновлённый Павелецкий вокзал торжественно открыли 3 ноября 1987 года.

Новое здание значительно превосходило по размерам первоначальный проект архитектора Красовского: объем сооружения вырос в шесть раз, что позволило увеличить пропускную способность вокзала в 4 раза, до 10 тысяч железнодорожных пассажиров в час.

Интересные факты из истории Павелецкого вокзала


Изначально, вокзал назывался Саратовским. Такое же имя носила и привокзальная площадь. Название было дано по имени города расположения центрального управления Рязано-Уральской железной дороги.

Именно на Павелецкий вокзал столицы 23 января 1924 года прибыл из Горок траурный поезд с телом вождя – В.И. Ленина. В память о событии с левой стороны вокзала устроили Павильон-музей, а привокзальная площадь носила имя первого руководителя Советского государства с 1941года и вплоть до 1992.

Павелецкий вокзал Москвы можно увидеть в таких отечественных кинокартинах, как «Четыре таксиста и собака», а также «Роковая ошибка» и «Парниковый эффект».

Расположен железнодорожный вокзал по адресу: Москва, Павелецкая площадь, 1 (метро «Павелецкая»).

Вокзалы города Москвы

shellbars 14231 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar