Приветствую Вас Гость!
Суббота, 03.12.2016, 01:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS
*******
__________________

МЕНЮ САЙТА


Каталог статей
Главная » Статьи » Вокзалы Москвы

Казанский вокзал - История

Казанский вокзал в Москве


Казанский вокзал Москвы расположен на Комсомольское площади или, как ее называют в народе, площади «Трёх вокзалов». Некогда здесь простиралось Каланчевское поле.

Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.

История зарождения Казанского вокзала


В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.

Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.

В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.

Как и предыдущее, оно тоже не поражало своими размерами. Дебаркадер, железнодорожные платформы и залы вокзала были покрыты общей крышей. Вход украшала башенка с часами. Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.

Казанский вокзал - начало строительства нового комплекса


В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани. 

Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.

Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.

Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.

К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.

Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.

Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее. 

Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского. 

В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.

Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.

По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.

Первоначальная концепция здания Казанского вокзала


Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.

Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.

Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.

Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.

Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.

Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги. 

Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.

Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.

Строительство и реконструкции Казанского вокзала


Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.

В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.

Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года. 

Именно тогда был устроен зал ожидания для пассажиров пригородных электричек. В это подземное помещение со временем вывели вход на станцию «Комсомольская» построенного в будущем московского метро.

Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.

Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.

Проработали куранты до 1941 года. Взрыв немецкого фугаса сбросил и повредил колокол часового механизма. Полная реставрация часов была завершена лишь в 70-х годах прошлого столетия.

В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.

Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.

В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.

В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.

Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.

Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.

Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.


Интересно узнать ...



Казанский вокзал в Москве
Фото 1. Казанский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади


Казанский железнодорожный вокзал


Знаменитые часы на фасаде Казанского вокзала





Памятная табличка на здании Казанского вокзала в Москве


Казанский вокзал со стороны Рязанского проезда


Вокзалы города Москвы


Поделитесь, пожалуйста, этой информацией с друзьями! Пусть и они узнают об этом! Для репоста статьи в социальные сети, нажмите на одну из кнопок ниже. Спасибо и заходите почаще! Будет интересно!






Последние добавленные на сайт статьи ...

.....


Категория: Вокзалы Москвы | Добавил: shellbars (28.11.2011)
Просмотров: 8648 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar