Белорусский вокзал в Москве


Свою историю Белорусский вокзал ведет со второй половины девятнадцатого века.

Развитие торговли в западной части империи подстегнуло прокладку железнодорожных путей от Москвы к Смоленску, и далее на Брест и Варшаву. Первоначальное название железной дороги этого направления – Московско-Смоленская.

Исследование местности, по которой должна была пройти дорога, проводились на деньги Смоленского земства. Не остались в стороне от финансирования и московские промышленники и торговцы. Денег на новый проект хватало.

Белорусский вокзал в Москве
Фото 1. Белорусский железнодорожный вокзал в городе Москве

Белорусский вокзал - начало истории


В 1868 году было получено разрешение от императора Александра II на начало работ по прокладке железной дороги на Смоленск. Осталось только определиться с местом под будущий вокзал.

Место у Тверской заставы выбрано не случайно.

  • Во-первых, она была расположена недалеко от Москвы и была удобно сориентирована на западное направление.
  • Во-вторых, эти окрестные московские земли в основном пустовали и для будущего строительства не требовалось больших средств на отчуждение имущества у других лиц. Все расходы по выкупу места под вокзал обошлись в 50 тысяч рублей.

В апреле 1869 года строительство Смоленского, будущего Белорусского, вокзала началось. Руководство работами поручили статскому советнику Михаилу Немчинову, владельцу кирпичных заводов и крупному предпринимателю (его фамилия увековечена в названии станция Немчиновка).

В сентябре 1870 года, 19 числа, состоялись торжества по случаю начало регулярного движения на Московско-Смоленской железной дороге. Здание вокзала получило хорошие отзывы у прессы и граждан за свою красоту.

Белорусский вокзал - фото

В 1871 году железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста и вокзал переименовывают в Брестский.

Весной 1896 году в Москве намечалось провести коронацию Николая II, который должен был прибыть из Санкт-Петербурга на Брестский вокзал.

Для встречи российского самодержца было решено построить Императорский павильон в правом крыле железнодорожного вокзала. Работу поручили архитектору Кекушеву.

Зодчий потрудился на славу и вскоре здесь вырос деревянный терем удивительной красоты. Сооружение выстроили в псевдорусском стиле, а внутреннее убранство поражало богатством и изысканностью.

В 1908 году эта пристройка, служившая после коронации Николая II как зал приемов высокопоставленных лиц, была снесена по причине строительства нового здания вокзала.

Белорусский вокзал - первая реконструкция


С каждым годом пассажиропоток на Брестском направлении увеличивался. В девяностых годах XIX столетия дорога из однопутной стала двухпутной, а платформа на вокзале оставалась одна. Не хватало помещений для размещения пассажиров.

На основании этого, в 1898 году было отправлено прошение в имперское управление МПС за подписью начальника железной дороги. Кригер Д.А. просил руководство о выделении денег на реконструкцию и расширение вокзала.

Просьбу удовлетворили лишь в 1907 году, когда и начались работы по возведению нового здания Брестского вокзала.

Архитектором проекта стал И. Струков. В руководстве строительными работами принимал участие генерал Фёдор Мец, военный инженер и к тому времени начальник Московско-Брестской железной дороги.

Архитектура и оснащение вокзала в 1912 году


Будущее здание вокзала должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов. Поэтому работы велись поэтапно.

Сначала было сдано правое крыло, в котором находилась двухэтажная угловая часть, предназначенная для царских особ. Ее так и называли – Царский угол. Из четырех вновь построенных платформ, крайняя также была предназначена для обслуживания императорской семьи.

Торжества по случаю сдачи первой очереди вокзала прошли 25 мая 1910 года.

Вторую очередь освятили по случаю окончания строительства уже в феврале 1912 года.

Новый вокзал отстроили в неоклассическом стиле, широко используя элементы как ложной готики, так и ампира. Широкое применение в строительстве получили металл и бетон.

Главный фасад украсили картушами, представляющими собой щиты с изображением эмблемы Московско-Брестской железной дороги. Башенки с флагштоками нависали над четырьмя входами, ведущими в пассажирские залы.

Кассы и телеграф представляли собой все новшества той эпохи.

Интересно знать, что именно на этом вокзале, впервые в Москве, железнодорожные билеты заполняли не от руки, а использовали специальные аппараты.

Само здание увеличило свои площади более чем в три раза, по сравнению с предыдущей постройкой.

Торжества по случаю открытия нового здания Брестского вокзала совпадали с годом празднования столетия победы над войсками Наполеона. В память об этих событиях было решено именовать железную дорогу Александровской, а сам вокзал стал Александровским (в память об императоре-победителе Александре I).

История Белорусского вокзала после 1914 года


Первая мировая возвела Александровский вокзал в статус прифронтового. Именно отсюда уходили эшелоны с военными на западный фронт, а обратно прибывали в Москву составы с раненными.

Военная значимость железнодорожного вокзала не уменьшилась и в годы Отечественной войны 1941-1945 годов.

В 1922 году, из-за слияния Александровской железной дороги и Московско-Балтийской, вокзал вновь переименовывают. Теперь он становится Белорусско-Балтийским.

Реорганизация железнодорожного сообщения Советского Союза в 1936 году закрепила за вокзалом нынешнее название – Белорусский вокзал.

Последняя реконструкция вокзала была проведена в 2007-2009 году компанией Аэроэкспресс для улучшения транспортного сообщения с аэропортом Шереметьево и качественного обслуживания авиа- и железнодорожных пассажиров.

Работы были проведены на высоком уровне и, что самое главное, с сохранением исторического вида всего комплекса Белорусского вокзала.

Вокзалы города Москвы

shellbars 14506 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar