Набережная Академика Туполева в Москве


Набережная Академика Туполева расположена в Центральном столичном округе, на территории московского района «Басманный». Начинается от пересечения правого берега реки Яузы с Сыромятническим проездом и тянется до пересечения с улицей Радио. По пути к ней примыкают Мрузовский и Елизаветинский переулки.

Примыкает к набережной Салтыковский мост, являющийся пешеходным, а мост, относящийся к 3-му Транспортному кольцу, нависает над улицей и не имеет к ней съездов. Длина набережной - почти 1400 метров.

Посмотреть на карте

Набережная Академика Туполева в Москве

Набережная Академика Туполева - происхождение названия


Современное название улица получила в 1973 году и носит имя академика и прославленного авиаконструктора А.Н. Туполева.

Андрей Николаевич был трижды награжден медалью Героя Социалистического Труда, а также предыдущим аналогом этой награды - Герой Труда (первые годы Советской Власти). Являлся лауреатом Ленинской и нескольких Сталинских премий, обладателем Государственной премии Союза ССР.

На нынешней набережной, носящей его имя, располагались еще с 1918 года корпуса КБ и опытного завода по созданию летательных аппаратов под маркой «Ту» и «АНТ». За время существования научно-производственное объединение называлось и ЦАГИ, и авиазавод №156, и ОАО «Туполев».

История набережной имени Академика Туполева


До начала двадцатого столетия, там, где сейчас проходит нынешний Елизаветинский переулок, протекала речушка под названием Чечёра, которая являлась притоком Яузы.

Речка была запружена многочисленными плотинами и во время разливов доставляла огромные неудобства расположенным неподалеку трем столичным вокзалам, а также складским сооружениям, связанных с последними.

Именно это привело к тому, что власти города проводят осушение многочисленных прудов, а русло самой Чечеры заключают в подземный коллектор. Работы были проведены в период с 1901 по 1910 годы.

Именно на месте русла возникли Елизаветинский, а также Чечерский переулки (последний в настоящее время входит в границы современной Доброслободской улицы).

Часть прудов в этом районе сохранялась вплоть до 30-х годов прошлого века, пока их не засыпали.

Набережную на месте нынешней в честь Академика Туполева планировали обустроить еще в начале века XX, но проезд вдоль реки появился лишь после 1920 года.

Так как современная набережная была разделена на две части Салтыковской улицей (ныне не существующей в связи с застройкой промышленными зданиями), являвшейся продолжением Бауманской, то и состоять должна была из Салтыковской и Разумовской набережных.

Следует отметить, что современная конфигурация берегов Яузы на набережной Академика Туполева изменилась с тех пор.

Связано это было со значительной реконструкцией московского водного хозяйства в 1936 - 1939 годах. Поводом послужило введение в эксплуатацию Канала имени Москвы.

Оставшиеся пруды Чечеры засыпали, русло реки Яузы спрямили, а в районе перекинутого с берега на берег Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с районом Лефортово, расширили.

Расширение понадобилось для возведения искусственного острова и обустройства плотины и шлюза, которые были предназначены для предупреждения наводнений, случавшихся при весенних паводках или сильных ливнях.

Плотина и шлюз Яузского гидроузла (иногда называют Сыромятническим) обеспечивает перепад уровней реки в 4 метра. Гидротехническое сооружение является памятником архитектуры.

Тогда же, в 30-е годы, набережная Академика Туполева получила твердое покрытие.

Дома и достопримечательности на набережной Академика Туполева:


№2 - Шлюз на Яузе

shellbars 5099 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar