Оформление павильона-ротонды и станции метро «Новокузнецкая»
Станция московского метрополитена «Новокузнецкая» была открыта в 1943 году. Ее наземный вестибюль расположен на Пятницкой улице. В его проектировании участвовала группа архитекторов под руководством Владимира Георгиевича Гельфрейха и Игоря Евгеньевича Рожина, при участии зодчих Г.С. Тосунова и Л.А. Шагуриной.
Фото 1. Наземный вестибюль станции метро "Новокузнецкая" в Москве
Внутренние стены павильона-ротонды облицованы с использованием мрамора «Уфалей». Барельефы выполнены скульптором Георгием Мотовиловым. Мозаичное панно «Парад физкультурников» изготовлен художником Александром Александровичем Дейнека.
Фото 2. Куполообразный свод павильона-ротонды метро "Новокузнецкая"
У посетителей перрона станции метро «Новокузнецкая» особый интерес вызывают барельефы на стенах.
Так как возводили станцию в военные годы, многие усматривают в теме оформления знаменитую речь верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина, произнесенную им 7 ноября военного 1941 года: на барельефах портреты Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Михаила Кутузова, Александра Невского и Александра Суворова, а также безымянных участников Великой Отечественной войны - красноармейцев и краснофлотцев, работников тыла и интеллигенции. На стенах и «Победоносное знамя великого Ленина», как обязательный элемент декора той поры.
В оформлении участвовали скульпторы Н.В. Томский, Н.М. Штамм, А.Е. Зеленский и С.Л. Рабинович.
Фото 3. Панно "Парад физкультурников" на своде вестибюля
Стены зала облицованы прекрасным прохоро-баландинским мрамором. Из мрамора выполнены и прекрасные скамьи, правда, из белого сибирского.
Несколько слов о мозаичных панно, которые расположены на своде зала станции метро «Новокузнецкая».
Как и панно в вестибюле, изготовлены они художником Александром Дейнека в мастерской и при участии художника Владимира Александровича Фролова в городе Ленинграде.
Фото 4. Панно "Яблочные сады" в зале станции метро "Новокузнецкая"
(панно на следующих фотографиях также размещены в зале станции)
Вообще-то, они предназначались для другой станции метро - Павелецкой, но война внесла свои коррективы и строительство этой станции, проект которой разработали братья Веснины, пришлось свернуть.
Готовую мозаику вывезли баржей из уже блокадного города на Неве. Путь лежал через простреливаемое Ладожское озеро.
Стоит упомянуть о том, что провожал груз сам Фролов, сильно болевший в то время, и нашедший в себе силы прийти на пристань. Через несколько дней Владимира Александровича не стало …
Всего Александром Дейнека и Владимиром Фроловым было изготовлено 14 панно. На станции метро «Новокузнецкая» установили: 6 - в зале («Машиностроение Донбасса», «Яблочные сады», «Авиация», «Лыжники и торжество индустриализации», «Сталевары» и «Строители-высотники») и одно - в наземном вестибюле («Парад физкультурников»). Судьба 7 остальных до сих пор неизвестна.
Фото 5. Панно "Лыжники и торжество индустриализации"
Фото 6. Панно "Авиация" на станции метро Новокузнецкая
Фото 7. Панно "Строители-высотники"
Фото 8. Панно "Машиностроение Донбасса"
Фото 9. Панно "Сталевары" на станции метро "Новокузнецкая"
Последние добавленные на сайт статьи ... |