Карамышевский шлюз (гидроузел) в Москве
Что же стало основанием для строительства Карамышевского шлюза (гидроузла) – крупнейшего гидротехнического сооружения на северо-западе Москвы?
Сложившийся в конце 1920-х годов дефицит питьевой воды в столице, а также увеличившийся транспортный поток и загруженность дорог к Москве, стали поводом созыва в 1931-м году пленума ЦК ВКП(б), докладчиком на котором выступил Лазарь Моисеевич Каганович. Главный вопрос – кардинально увеличить водное наполнение Москва-реки за счет ресурсов верховьев Волги. Спустя год, в сентябре месяце 1932-го, началось грандиозное строительство будущего канала им. Москвы.
Фото 1. Карамышевский гидроузел в городе Москве |
Общее строительство включало в себя устройство нескольких каналов и водохранилищ, которые должны были создать вокруг города два водных кольца, призванных спрямить русло Москва-реки.
Согласно генплана от 1935-го года было намечено спрямление русла при помощи четырех каналов: Хорошевского, Карамышевского (уменьшал форватер почти 8 километров), а также Дорогомиловского и Андреевского, которые, в итоге, так и не построили.
Архитектура и история гидротехнического сооружения
Карамышевский гидроузел (шлюз) включал в себя:
- конструкцию железобетонной плотины;
- гидроэлектростанцию;
- сам шлюз, обозначенный в проекте как №9;
- автомобильный мост.
Стоит отметить, что Карамышевский гидроузел со шлюзом стали первым сооружение на маршруте следования из центральной части Москвы на северо-запад – к верховьями Волги. Именно поэтому было принято решения оформить его монументально и торжественно.
Башни, в которых размешалось оборудование управления шлюзовым хозяйством, спроектированы как мемориальные монументы. Стремящиеся ввысь объемы с прямоугольным сечением прорезают арочные углубления. Плоско устроенные пилястры в торцевых углах смотрятся как внушительные столбы, на которых покоятся арки перекрытия.
В упомянутых выше нишах высечены приказы правительства о строительстве канала.
Проектирование и руководство строительством Карамышевского гидроузла со шлюзом осуществлял архитектор Алексей Михайлович Рухлядев – ученик великого Щусева и создатель проекта Химкинского речного вокзала.
Главная цель возведения Карамышевской плотины – увеличение подпора Москвы-реки и повышение ее уровня более чем на 6 метров, что позволяло создать условия для безопасного судоходства. Сама плотина выполнена в более упрощенных формах, нежели Карамышевский шлюз, но, между тем, будто перекликается с архитектурой Царицынского дворца или Петровского путевого дворцового комплекса на Ленинградке.
На момент начала строительства в районе будущей плотины имелся остров, на котором размещались несколько поселений и возделываемые совхозные поля. Т.к. это все должно было уйти под воду при строительстве водохранилища, приняли решение переместить строения в другое место, причем, без их разборки. Для этих целей впервые применили технологию, которая в последующем будет использована для перемещения зданий на Тверской улице.
Основополагающую роль в общей композиции Карамышевского гидроузла бесспорно играет искусственно созданный ландшафт и характерное обустройство склонов у береговой линии. С обеих сторон от его русла также разбили парковый комплекс.
Есть в истории строительства Карамышевского шлюза и черные страницы. Возводили его силами заключенных Дмитровлага, которые из-за тяжелых условий работы и болезней умирали сотнями.
В некоторых источниках, неподтвержденных фактами, утверждается, что неподалеку от Карамышевского гидроузла имеется необозначенное захоронение. Так это или не так, еще не выяснили, но по всей длине 128-километрового канала им. Москвы можно найти много кладбищ строителей Волгостроя.