Станция метро Маяковская Замоскворецкой линии
Станция метро «Маяковская» относится к Замоскворецкой линии московского метрополитена. Расположена на перегоне между «Тверской» и «Белорусской».
Конструкция - колонная трехсводчатая. Ширина платформы 14,3 метра при общей длине в 156 метров. Станция глубокого заложения (уходит под землю на 34 метра). Имеет два наземных вестибюля, один из которых устроен в угловой части здания Концертного зала Московской филармонии им. П.И. Чайковского. Впервые в СССР в строительстве такого сооружения применили стальные конструкции, вместо железобетонных изделий.
Фото 1. Станция метро "Маяковская" Замоскворецкой линии в Москве
История и оформление «Маяковской»
Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года. Автор проекта - архитектор Алексей Николаевич Душкин.
Первый проект, который разработал архитектор Самуил Миронович Кравец, был утвержден в 1935 году. По нему станцию решено было сделать колонной с продольными аркадами, но уже на начальном этапе строительства свод начал покрываться трещинами, так как проектировщики не учли в своей работе сложную геологическую составляющую этой местности. Для консультации был приглашен А.Н. Душкин.
Алексей Николаевич внес существенные коррективы в проект, а для усиления всей конструкции предложил использовать металл.
Для решения этой задачи был подключен авиаконструктор Александр Иванович Путилин, на заводе которого - «Дирижаблестрой» в Долгопрудном - собрали подковообразные конструкции, использовав в качестве материала нержавеющую сталь. Они то и поддерживают высокий свод зала.
Станция метро «Маяковская» построена со смешением стилей «сталинской неоклассики» и «ар деко», что придало ей некоторую легкость в восприятии и изящность. Трехнефный колонный нижний зал, благодаря декору, смотрится просторней, по сравнению с построенными в этот период станциями, хотя ширина платформы здесь даже меньше.
Колонны и арки декорированы рифлеными волнообразными листами из нержавеющей стали. Углы колонн украшали вставки из родонита - уральского камня «орлец», которые к настоящему времени, по большей части, заменили более дешевыми материалами.
Обрамление конструкции арок выполнено из мраморовидного известняка, который был доставлен в столицу с месторождения «Садахло» (Грузия). Сам свод гладко оштукатурен.
Оригинально устроено освещение на «Маяковской».
Так, в тридцати четырех нишах овальной формы, расположенных на своде, установили обычные светильники, а пояса куполов подсвечивают еще 16 бра в каждом.
Украшением станции являются и мозаичные панно, которые установили в верхней части ниш. Выполнены они из смальты по эскизам художника Александра Александровича Дейнеки. Набирались в ленинградской мастерской Владимира Александровича Фролова, как и те, что сегодня украшают станцию «Новокузнецкая» - наземный вестибюль и нижний зал.
Путевые стены декорированы плитами из бело-голубого мрамора «уфалей» и мраморовидным известняком «давалу», имеющего черно-оливковый оттенок. Цоколь выполнен из серо-зеленого диорита. Сверху этой части подземного вестибюля установлены карнизы из нержавейки.
Пол выложен орнаментом из геометрических фигур. В качестве материала использовали желтоватый «газган», оливковый «садахло» и красноватый «салиети». Края платформ обрамлены серым гранитом.
Стоит отметить, что проект станции метро «Маяковская» был отмечен на нью-йоркской Всемирной выставке 1939 года и получил Гран-при.
Проектное название станции - «Триумфальная площадь», что определяло место ее расположения. Затем «Площадь Маяковского» - из-за переименования в память о пролетарском поэте. Но, в конечном итоге, топоним принял нынешнее обозначение - «Маяковская». Бюст поэта появился здесь лишь в конце 50-х годов прошлого столетия.
История станции связана с проведением в 1941 году, 6 ноября, торжественного собрания по случаю 24-ой годовщины Октябрьской революции. Такое необычное место было выбрано в связи с тем, что Москва к тому времени подвергалась фашистским авиаударам и, для обеспечения безопасности участников, было принято решение провести мероприятия здесь. Это было логично, так как одна из функций подземных станций глубокого заложения - это бомбоубежище.
Собрание посетил и выступил с докладом тогдашний руководитель советского государства - Иосиф Виссарионович Сталин, который прибыл на «Маяковскую» в метропоезде со стороны станции «Белорусская».
В 2000-х годах на станции проводилась реконструкция, после чего был открыт второй выход из нее. Также были заменены старые эскалаторы. Немного позже начали менять освещение на более экономные лампы, которые давали бледновато-синее сияние, что вносило некоторую холодность в интерьер и мешало восприятию форм. В конечном итоге победила возмущенная общественность, и лампы с желтым свечением вернули на место.
Станция метро «Маяковская» является памятником архитектуры с 1980 года, а в 2001 году ее включили и в список московских памятников истории и культуры.
Последние добавленные на сайт статьи ... |