Приветствую Вас Гость!
Пятница, 02.12.2016, 23:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS
*******
__________________

МЕНЮ САЙТА


Каталог статей
Главная » Статьи » Кремль

Успенский собор московского Кремля

Успенский собор московского Кремля


Успенский собор, без сомнения, является главным храмом московского Кремля. Стоит отметить, что первое храмовое сооружение во имя Успения на этом месте возвели за кремлевскими стенами еще в годы правления Ивана Калиты. Тогда здесь стояла небольшая деревянная церквушка, выстроенная в XII столетии.

За прошедшее после этого строительства столетие, Успенский собор изрядно обветшал и уже при Иване Третьем, в 70-е годы XV столетия, было принято решение построить новый, а также реконструировать все прочие строения вокруг Соборной площади.

На начальном этапе строительства работы вели русские зодчие, но в связи с тем, что раствор для связки стеновых блоков оказался плохого качества, строение просто-напросто рухнуло. Тогда-то по совету супруги Ивана III Софьи Палеолог к возведению Успенского собора привлекли итальянского зодчего Фиорованти.

Начало строительства и архитектор Успенского собора Кремля


Архитектор Аристотель Фиорованти был действительно гениальным человеком. Именно он впервые в истории строительства осуществил проект перемещения здания без его демонтажа. Это была колокольня собора во имя святого Марка в его родной Болонье. Помимо архитектурных дарований, Фиорованти занимался отливкой колоколов и пушек, знал секреты чеканки монет. За свои успехи в строительстве фортификационных сооружений получил звание рыцаря в Венгерском государстве.

Итальянскому зодчему, взявшемуся за строительство Успенского собора Кремля, было положено жалование в 10 рублей в месяц. Что это были за деньги в то время можно судить по тому факту, что за 2-3 российских рубля выкупались даже деревни со всем крестьянским людом.

Стоит признать, что Аристотель Фиорованти на момент приезда в русские земли не сталкивался ранее с архитектурными особенностями древнерусских культовых сооружений, которые в плане представляли собой подобие креста с купольным завершением. Именно поэтому собор во имя Успения в Кремле и получился особенным.


Успенский собор московского Кремля
Фото 1. На фото главный храм московского Кремля - Успенский собор


Внешне облик собора близок по контурам русским храмовым строениям, в частности, Успенскому собору в городе Владимире (именно это и обговаривалось с зодчим в самом начале работ), и его конструкция вобрала в себя как элементы русского зодчества, так и итальянской архитектуры, особенно в планировке внутреннего пространства. Последнее явно подчеркивается просторным залом и высоченными сводами без перепадов высот, на что зодчие на Руси способны еще не были.

И все же, при строительстве собора архитектор Фиорованти постарался выдержать требования, созвучные канонам православной церкви.

Так, Успенский собор московского Кремля венчают пять куполов, которые символизируют собой Иисуса Христа и окружающих его апостолов-евангелистов. Со стороны южного входа, над парадными дверями, была размещена икона во имя Владимирской Божией Матери, в восточной части выступает за плоскость стен полукруглая апсида, купольное пространство украшает образ Христа Вседержителя, западная стена внутреннего зала представляет собой рисунок с изображением страшного суда, а кресты на куполах сориентированы так, чтобы небесное светило «глядело» в их плоскости и на восходе, и на закате.


Памятная табличка Успенского собора

История Успенского собора московского Кремля


Далее наш рассказ коснется история Успенского собора московского Кремля. Так, после окончания его строительства под этими сводами возводили священников в духовный сан и отпевали ушедших в мир иной российских митрополитов и патриархов. Здесь же предавали анафеме оступившихся православных верующих, среди которых был и великий писатель Лев Николаевич Толстой.

В Успенском соборе в свое время самодержец Иван III в клочья изодрал ханскую грамоту, что послужило концом эпохи, связанной с ордынским игом на Руси.

Стоит отметить, что в 1498 году в этих стенах была проведена и первая в Москве церемония, связанная с восхождением на престол или, по-иному, «венчание на царство», русских самодержцев. До этого такая церемония проводилась в одноименном соборе, но в граде Владимире.

Ритуал проводился весьма пышно и по своей сути был призван обожествить лицо, которое всходило на российский престол. Главным атрибутом церемонии, вплоть до возведения на престол будущего императора Петра I, являлась небезызвестная шапка Мономаха – символ мудрости и власти царствующих особ того времени (после Петра Великого монархи принимали уже Императорский титул).


Купола на Успенском соборе московского Кремля
На фото купола Успенского собора и фреска с иконы Владимирской
Божией Матери


Остановимся ненадолго на царских атрибутах – шапке Мономаха и императорской короне.

Так, о шапке Мономаха ходила легенда, что, мол, даровал ее русскому князю Владимиру Мономаху в XII столетии император Византии в знак наследия и преемственности византийской империи. На самом же деле, этот будущий символ царской власти был привезен из Золотой Орды в Первопрестольную столицу Иваном Калитой в виде трофея (подарка) и впоследствии, в царских завещаниях, числилась она как «шапка золотая». Ныне этот атрибут находится в фондах Оружейной палаты московского Кремля и, внимательно приглядевшись, можно разглядеть на его чеканных вставках из золота восточный традиционный ковровый орнамент, что явно опровергает византийский след. Что касается креста и обрамления из собольей шкуры, то они были добавлены к шапке Мономаха уже после появления в Москве.

Что касается уже императорской коронации, то впервые ее провели в Успенском соборе московского Кремля, когда короновали супругу Петра Великого Екатерину I. Состоялась церемония в мае 1724 года, 7 числа. Атрибутами действа, многие из которых были изготовлены по специальному указу, стали: императорская корона, скипетр и держава, а также мантия, императорская цепь, меч, щит, флаг и печать. Знакомую нам нынешнюю Большую императорскую корону изготовил в 1762 году ювелир Иеремий Позье для коронации уже Екатерины II. До наших дней она сохранилась в первоначальном виде, не считая того, что ее несколько расширили для Павла Первого, голова которого была несколько великовата и имела свои особенности.

Вернемся к истории Успенского собора Кремля.

Война 1812 года и пребывание наполеоновской армии внутри кремлевских стен, нанесли архитектурному ансамблю значительный урон. Пострадал и Успенский собор. Помимо того, что с его иконостасов сорвали все золото и серебро, похитили соборную утварь, так еще и осквернили, устроив здесь стойло для лошадей.

При Советах церковные службы в храмах Кремля были под запретом. Вернули культовые здания в лоно РПЦ в 1990-м году. В настоящее время они продолжают действовать как музеи московского Кремля, а торжественные богослужения под местными сводами проводят по престольным православным праздникам. Интересно, что перед каждой новой службой обряд освящения проводится заново.




Сегодня в музее Успенского собора московского Кремля посетители могут увидеть Мономахов трон, исполненный в виде шатрового сооружения из дерева в 1551 году для коронации первого самодержца Руси Ивана IV. По мнению специалистов, изготовили его новгородские резчики, которые в 12 стеновых барельефах отобразили «Сказание о князьях владимирских», в котором повествуется о прибытии в русские земли будущих царских атрибутов – уже описанной шапки Мономаха, а также парадного оплечья и прочих будущих регалий царской власти.

Поражают своей красотой и фрески Успенского собора, среди которых есть и та, которая и канонизирует строительство этого культового сооружения. Что касается иконостаса, то возвели его по настоянию патриарха Никона еще в 1653 году, а его иконопись с 69-ю иконами повествует об истории человеческого развития согласно Библии.

Последнее золочение куполов Успенского собора проводилось еще при царствовании Ивана Грозного. Выполнили его по ныне не используемой технологии, когда для этих целей использовался сплав непосредственно золота и ртути. Дело в том, что при нагревании частицы ртути испарялись, и золото крепко-накрепко закреплялось на поверхности, приобретая при этом благородный тепловатый оттенок. Как вы понимаете, мастеровые, занимавшиеся таким «золочением на отлив», умирали всего за пару лет после окончания работ.

Такова история строительства и летопись главного храма Московского Кремля – Успенского собора.



Все достопримечательности Кремля и Красной площади в Москве

Все храмы и церкви города Москвы


Поделитесь, пожалуйста, этой информацией с друзьями! Пусть и они узнают об этом! Для репоста статьи в социальные сети, нажмите на одну из кнопок ниже. Спасибо и заходите почаще! Будет интересно!






Последние добавленные на сайт статьи ...

.....


Категория: Кремль | Добавил: shellbars (17.11.2012)
Просмотров: 6511 Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar