Высоко-Петровский монастырь на улице Петровка, 28/2
Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в городе Москве.
Его владения занимают практически целый квартал и заключены между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком.
История Высоко-Петровского монастыря
История обители тесно связана с образованием великого Московского княжества.
Еще в 1325 году Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.
Место под Высокопетровский монастырь выделили на берегу реки Неглинки у села Высокое. Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Исходя из этого, первоначально монастырь звался Петропавловским.
В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.
Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя патриарха Петра и переосвятил церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. Сам монастырь стали именовать Петровским.
Помимо своего прямого назначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера. В северное оборонительное кольцо также входили Страстной, Рождественский, Ивановский, Никитский и Сретенский монастыри.
В конце пятнадцатого столетия великий князь Василий III решает украсить Москву с тогдашними окрестностями зданиями и храмами, выстроенными из камня. Для этих целей в первопрестольную приглашается итальянский зодчий Алевизио Ламберт иди Монтаньяно, больше известный потомкам, как Алевиз Фрязин Новый.
Одним из проектов великого архитектора, помимо кремлевского Архангельского собора и собора во имя Смоленской иконы Богоматери в Новодевичьем монастыре, стал храм Петра - Митрополита Московского, что на территории мужского монастыря в поселении Высоком. Построили культовое сооружение в период с 1514 по 1517 годы.
Расцвет московского Высоко-Петровского монастыря в последней четверти семнадцатого века связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I.
Дело в том, что их московские владения располагались рядом с монастырскими стенами (со временем, Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий), и посему обитель стала любимым молитвенным местом этой семьи. Часто бывала здесь и мать Петра Первого - Наталья Кириловна (есть предположение, что и сына своего она назвала в честь почитаемого и любимого святого Петра).
В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону - список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить на месте Покровской церкви одноименный храм.
Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.
На территории Высоко-Петровского монастыря, по-соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.
В 90-е годы семнадцатого столетия в обители появились Святые врата с храмом во имя Покрова Богородицы и колокольней в два яруса. Повеление на строительство дал сам Петр I, который таким образом хотел увековечить память своих дядьев - Ивана и Афанасия, погибших у него на глазах во время стрелецкого бунта, произошедшего в мае 1682 года. Кроме этого, в южной части монастырской территории выстроили кельи с небольшой церквушкой, в которой монахи молились за убиенных.
После возвращения Петра Первого из Троице-Сергиевой лавры, где скрывался от стрелецкого бунта 1682 и 1689 годов, он повелел выстроить в Высоко-Петровском монастыре храм во имя Сергия Радонежского во славу своего спасения.
Конец семнадцатого века ознаменовался борьбой за власть между юным Петром, обосновавшимся в Петровском монастыре, и царевной Софьей, его сестрой, выбравшей своей резиденцией Новодевичий монастырь.
Петр укрепляет стены обители, в месте центрального креста храма Сергия Радонежского повелевает укрепить корону - символ царственной власти, а также построить у этой святыни царское крыльцо, с которого в дальнейшем наблюдал за проходящими Крестными ходами.
После своей победы над царевной Софьей юный царь перестал укреплять монастырь как крепость.
Два новых культовых сооружения на территории Высоко-Петровского монастыря появились уже при правлении Елизаветы Петровны. Так, в 1744 году здесь построили церковь во имя Толгской иконы Богоматери по проекту архитектора И.Ф. Мичурина (средства выделила статс-дама Н.А. Нарышкина). В период с 1753 по 1755 годы над южным воротами обители появился храм во имя Пахомия Великого, сооруженный на средства тогдашнего настоятеля архимандрита Пахомия.
События 1812 года не прошли стороной Высоко-Петровскую обитель. Строения были значительно разрушены и осквернены. Так, церковь во имя Пахомия Великого переосвятили лишь спустя 100 лет. Кроме этого, на территории монастыря французы расстреливали жителей Москвы, которых обвиняли в тогдашних поджогах первопрестольной. Тела жертв закапывали у монастырской колокольни.
Высоко-Петровский монастырь в годы Советской власти и в настоящее время
Высоко-Петровский монастырь большевики упразднили в 1922 году, а последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929.
В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, отдав его впоследствии для репетиций знаменитому ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита.
Строительство московского метро стало очередным ударом для монастырских построек. Дело в том, что на эту территорию свозился грунт из строящихся туннелей, из-за чего храмы и другие постройки у оснований были засыпаны практически на два метра.
Впоследствии, власти города вообще хотели снести Высоко-Петровский монастырь, предполагая расширить улицу Петровку.
Здания обители начали передавать Русской Православной церкви лишь с 90-х годов прошлого столетия. Восстановительными работами руководил московский архитектор Борис Дедушенко. Задачей стало воссоздание святыни в облике, который в свое время задумал еще Петр I.
В 1998 году был освящен отреставрированный храм во имя Петра митрополита Московского. Главной его иконой стал список с образа святого Петра, находящегося в Успенском соборе.
Надвратную церковь во имя Покрова Богородицы освятили в 1995. Уникальность этой святыни в том, что вся его утварь выполнена из керамики - от паникадило и икон, до местного престола.
С 1992 года возобновились богослужения в храме во имя Сергия Радонежского, а также в церкви во имя Толгской иконы Богоматери.
В настоящее время Высоко-Петровский монастырь, расположенный на улице Петровка, 28/2, стал Патриаршим подворьем. На его территории разместился Российский православный университет, который носит имя апостола Иоанна Богослова.
Дополнительная информация: