Тверская, 25. Жилой дом сталинской постройки

 
Восьмиэтажный дом по улице Тверская, 25, протянувшийся от Мамоновского до Благовещенского переулков, при беглом взгляде представляется единым архитектурным строением. На самом деле он состоит из двух частей, которые чем-то похожи, но не являются идентичными. Свою лепту в строительство и декорирование дома внесла Великая Отечественная война.
 
 
Улица Тверская, 25 в Москве
 
 
Итак, по-порядку.
 
На месте правой части здания, до сноса в 1929 году, находилась церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, первые упоминания о которой относят нас к XVII столетию. Из документов известно, что в 1680 году ее подняли из камня. Очередная перестройка пришлась на 1719 год, когда обрушился в храме главный свод, восстановленный уже в ином виде - восьмерика в архитектурном стиле барокко. Ансамбль строений был завершен в 1750-х годах с постройкой надвратной колокольни.
 
Место левого крыла с 1773 года занял главный дом усадьбы Дмитрия Львовича Нарышкина (Мамоновский переулок, 7), который построили по проекту архитектора Матвея Казакова. Следующими хозяевами стали представители рода Дмитриевых-Мамоновых, оставивших значительный след в отечественной истории: отец - Александр Матвеевич, как фаворит Екатерины Великой; сын - Матвей Александрович, как герой войны 1812 года.
 
В 1826 году семейство Дмитриевых-Мамоновых вынуждено оставило усадьбу на Тверской, которая перешла в ведение казны. Почти сразу здесь открыли Глазную больницу, помощь в которой могло получить практически все население города Москвы за сравнительно небольшую плату.
 
Незадолго до начала Отечественной войны 1941-1945 годов главный дом усадьбы Нарышкина передвинули в глубину Тверской улицы с использованием рельсов и одновременно развернули так, что фасад здания стал теперь обращен в Мамоновский переулок. Место понадобилось для строительства новых зданий на главной улице столицы.
 
Как шло строительство современного дома на Тверской улице, 25?
 
Место снесенного Благовещенского храма занял жилой дом, построенный в период с 1933 по 1936 годы по проекту советского архитектора Андрея Константиновича Бурова. Согласно моде тогдашних лет дом расписали в так называемой технике «гризайль». Работу выполнил художник Владимир Андреевич Фаворский. Помимо этого здание декорировали и классическими архитектурными элементами.
 
Строители приготовились к возведению второй очереди здания на месте передвинутой в Мамоновский переулок больницы, но началась война. Приступить к дальнейшим работам удалось лишь в 1949 году. Проект левой части здания также разработал архитектор Буров, почему и кажется, что дома представляют единое целое. Отличие состоит лишь в отсутствии в левом крыле росписей, которые заменили барельефами и пилястрами, и ниш магазинных витрин.
 
Здания соединили по красной линии центральной вставкой, в которой устроены покрытые резьбой трехчастные арки.
 
История дома на Тверской, 25 связана с именами Александра Шамильевича Мелик-Пашаева, служившего дирижером в Большом театре, и Эмиля Григорьевича Гилельса - известного пианиста. Об этом нам напоминают установленные на стене дома мемориальные доски.
 
 
 
Дома и достопримечательности на Тверской улице в Москве
 
 

Посмотрите видео "Архитектура Тверской улицы в Москве":

 
 
 
 
 

Последние добавленные на сайт статьи ...
 


 
shellbars 8681 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar