Староваганьковский переулок 17 – Усадьба Голицыных
Каменный дом по адресу Староваганьковский переулок, 17 с приткнувшимися к нему с обеих сторон небольшими флигелями подняли на этом месте после середины восемнадцатого столетия.
Первыми известными владельцами была дворянская семья Аладьиных, а уже после них усадьба перешла в собственность рода Голицыных.
В начале XIX столетия владелицей числилась Наталья Ивановна Голицына, приходившаяся сестрой графу Александру Ивановичу Остерману-Толстому и матерью Валериана Михайловича Голицына – декабриста и единственного представителя этого древнего рода, участвовавшего в известном восстании 1825 года. Последний провел свое детство именно в этом доме, а по достижении 11 лет был отправлен на учебу в город Санкт-Петербург. Образ Валериана Михайловича стал прототипом главного героя произведения «Александр I» Дмитрия Сергеевича Мережковского.
После смерти хозяйки владение перешло к ее сыну Леониду Михайловичу Голицыну.
Фото 1. Московская усадьба по Староваганьковскому переулку, №17 на старой
фотографии начала XX века
История дома того периода связана с именем писателя Александра Антиповича Потехина, который проживал в одном из усадебных флигелей в 1860-е годы.
В 1874 году хозяйкой усадьбы становится супруга генерала Е.Л. Игнатьева и в 1876 заказывает проект реконструкции зодчему М.А. Зыкову. Тогда главный дом был перестроен, флигели получили дополнительные уровни и были соединены с основным зданием, фасадную часть которого украсил балкончик над парадным входом.
По завершении работ во флигелях были устроены меблированные квартиры, одну из которых в 1880-е годы снимал Ипполит Карлович Альтани – главный дирижер Императорского Большого театра.
В 1883 году усадьба в Староваганьковском, 17 меняет своего владельца и им становится журналист, писатель и владелец популярной газеты «Московский листок» Николай Иванович Пастухов, у которого начал свою журналистскую практику Владимир Алексеевич Гиляровский.
Стоит отметить, что Николай Иванович был весьма интереснейшим человеком, а свое богатство приобрел благодаря выпуску «Московского листка», ставшего чуть ли не первой бульварной газетой города Москвы. В ней печатались фельетоны и обязательные скандальные хроники, но с одним условием от владельца – репортеры должны были писать только правду. В издательском деле Пастухову старшему помогал его сын Владимир, отвечавший также за одно из приложений к популярному изданию.
В 1894 году на территории усадебного комплекса Пастухов возводит типографское здание (стр.4, дом №17 по Староваганьковскому переулку), проект которого был заказан архитектору Павлу Михайловичу Самарину. Последним же в 1898 году была спроектирована ограждающая ажурная решетка с вензелем владельца «НП», помещенного на створ въездных ворот.
Хотя отец с сыном сами проживали в местных квартирах, часть из них они продолжали сдавать квартиросъемщикам. Одним из них в период с 1906 по 1908 годы был артист Художественного театра Иван Михайлович Москвин.
Николай Иванович и его сын умерли в 1911 году (в некоторых источниках указано, что сын Пастухова умер в 1902 году, вслед за дочерью издателя). Следующими владельцами стали внуки хозяина.
«Московский листок» продолжали выпускать вплоть до 1918 года, а затем прикрыли за контрреволюционную пропаганду. Типографские и редакционные помещения долго не пустовали. Вскоре здесь начала работать «Красная газета», которую сменила газета «Беднота».
Бывшая усадьба Голицыных по Староваганьковскому переулку, 17 отражена в романе «Мастер и Маргарита». Именно здесь Михаил Афанасьевич Булгаков «поселил» неких незадачливых служащих, подвергшихся влиянию гастролирующих фокусников, после чего начавших распевать без перерыва «Славное море, священный Байкал».
Последние добавленные на сайт статьи ... |